О сайте

Эта площадка создана для рассказа о культурных событиях, на которых авторам удалось побывать лично, а также о событиях, побывать на которых еще предстоит.

8 июля встречаем Карнавал в Доме Музыки на Павелецкой

30.05.2010 от admin

Karnaval_1 (2)
В рамках проекта «Остров Свободы» — в связи с 50-летием установления дипломатических отношений между Кубой и Россией — зрителей Дома музыки ждет необыкновенно красочный театрализованный концерт «Встреча карнавала». И хотя проект преследует цель продвижения латиноамериканской культуры в России, для многих россиян эта область не является terra incognita — музыка, танцы, поэзия, проза, живопись и кинематограф стран Латинской Америки уже давно владеют умами и душами людей, способных воспринимать сверкающее праздничное искусство. Оно может родиться только в той части света, где никогда не кончается пляжный сезон и всегда найдется свежая мята для мохито. Куба ассоциируется с ароматными сигарами, темным ромом, мачо в сомбреро и сальсой. И все это — приметы карнавального мира, в котором можно соприкоснуться с разными видами искусства — не только музыкой и танцами, но также с живописью, скульптурой, фотографией, литературой и всевозможными народными промыслами. Перекликающийся с русской Масленицей, латиноамериканский карнавал в Доме музыки вряд ли оставит кого-то равнодушным.
В программе вечера кубинской музыки — выступление латин-бэнда Camisa negra и танцевальной группы Varadero, названной в честь курортного города, пляж которого был признан ЮНЕСКО одним из самых чистых пляжей мира.
В концертной программе вечера — самые зажигательные мелодии Кубы и других стран Латинской Америки, танцевальный драйв, эксцентричная манера исполнения, интерактивное общение с публикой и неповторимая атмосфера кубинской революционной романтики!
Участники вечера:
Елена Кукарекая — замечательные вокальные данные, репертуар, включающий поп, джаз и фолк, неординарная пластика и яркие костюмы, шикарное чувство юмора — все это превращает каждый ее номер в короткометражное шоу.
Омар Годинес известный кубинский художник-абстракционист, член Международной Ассоциации Артистов ЮНЕСКО и Московского Союза художников. Его картины наполнены яркими образами Острова Свободы.
Эдуарде Па льет Вара — призер международного конкурса латиноамериканских танцев в Испании (Мадрид, 2002), председатель жюри международного турнира по сальсе (Рим, 2002).

Боготворите Женщину

30.05.2010 от admin


Международная художественная и фотовыставка «Боготворите женщину»
3 июня 2010 года в Галерее дизайна Soft&loft состоится открытие международной художественной и фотовыставки «Боготворите женщину». Ее участниками станут кубинский художник Омар Годинес и российский фотограф Валерий Масленников. На экспозиции вы увидите работы мастеров, посвященные прекрасной половине человечества — женщинам, среди них: Народная артистка СССР Быстрицкая Эллина Авраамовна, Народная Артистка СССР Панкова Татьяна Петровна, Заслуженная актриса России Шашкова Элеонора Петровна, Главный редактор журнала Officel Эвилина Хромченко и другие замечательные женщины.
Выставка «Благословите женщину» будет открыта до 13 июня 2010 года в Галерее дизайна Soft&loft по адресу: Москва, Ленинградское ш.58, строение 21.
Экспозицию свободно могут посетить все желающие.

Александра Экстер на Петровке, 25 в ММСИ

30.05.2010 от admin

Великолепная выставка Александры Экстер в ММСИ на Петровке, 25 позволяет осмыслить наследие этой художницы и удивиться ее ярким необыкновенным талантам. Начинает экспозицию несколько натюрмортов, и, глядя на них, придя с улицы, еще не освободившись от суеты, останавливаешься и смотришь, всматриваешься, уходишь от суеты в другой, далекий и прекрасный мир. И потом, переходя их зала в зал, чувствуешь, как этот далекий и прекрасный мир приближается, и вот уже ты в нем, ушел от всех, наедине с собой и картинами этой прекрасной художницы. На выставке представлены, пожалуй, все жанры, в которых работала Александра Экстер,- натюрморт, пейзаж, сюжетные композиции, абстракции, книжные иллюстрации и, конечно, театральные работы: эскизы декораций и костюмов. Мало сказать, что это эскизы костюмов. Эти работы вне жанра. Я, например, их рассматриваю- как абстракции.
У Александры Экстер свой особенный белый цвет, и такого-белого- ни у кого нет- ни до нее, ни после. А какие оттенки красного цвета! То алый, то розовый, то холодно-розовый, то багряный, то вишневый, то пурпурный! А какой у нее синий! Однако, невозможно перечислить ньюансы у нее синего и голубого, и, может быть, дело не в цветах и в красках, а во взаимодействии их друг с другом, как они «работают», подчиняясь один цвет другому, и «стреляют» на контрастах противоположных цветов.
Настоящее искусство отражает свое время, и никакие исторические документы, которые могут оказаться фальшивыми, неточными, недостоверными, так не могут передать потаенный механизм истории, как, например, живописные картины, в особенности абстрактные. Как раз эти абстракции, казалось, должны находиться вне времени; они и находятся вне времени — сейчас, через сто лет мы улавливаем в них то, что нас волнует и сейчас; впрочем, так и должно быть — однако, глядя на работы Александры Экстер, начинаешь чувствовать то далекое трагическое время, которое, кажется, понять нельзя, а можно только почувствовать.
Мне удалось на выставке подслушать разговор одного молодого человека с пожилым мужчиной. Молодой человек сказал:
— Вот это да!
Старик увидел – с каким восхищением смотрел юноша на картину Экстер и сказал ему:
— Да, старик,- сказал он молодому человеку,- чего уж тут – такие художники рождаются раз в сто лет! — И добавил, сам восхищаясь:- какая динамика!

На выставке побывал Юрий Петкевич,

писатель, член союза российских писателей,
художник

Фото предоставлены PR-отделом ММСИ

23 мая – День Рождения Игоря Павловича Обросова – выдающегося художника современности

29.05.2010 от admin

23 мая – День Рождения Игоря Павловича Обросова – выдающегося художника современности. Его творчество – живописная летопись двадцатого века. Он пишет то, что пережил: тридцать седьмой — совсем мальчишкой, запомнившим арест отца, и войну, в которую вошел подростком, и послевоенные годы и шестидесятые, наполненные надеждой и дружбой со многими замечательными современниками. Собрание портретов выдающихся шестидесятников – особенная гордость художника.

Виктор Линник. Главный редактор газеты «Слово».
«Ну конечно, шестидесятые – совпали с расцветом во многих областях нашей жизни, в культуре, прежде всего. Шестидесятые открылись полетом Гагарина, поэтому для нас это было окрыляющее время, и то, что Игорь Обросов воплотил его в портретах – это тоже знаменательно, и не случайно, потому что Игорь воплотил в своем творчестве весь двадцатый век – его трагичность, его взлеты, и это очень хорошо в его творчестве видно».

Леонид Козлов. Художник.
«Он настолько глубинный в каждой теме, до которой дотрагивается, что выделить просто невозможно, настолько все серьезно пропущено через сердце, смотришь на то, что знакомо по учебникам истории, но в его картинах все это имеет совсем другую окраску – духовную, эмоциональную, живую, пережитую этим человеком. История страны прошла через него, и этим ценна любая его тема, какой бы он не занимался».

«Русская деревня» занимает одно из главных мест в творчестве Игоря Обросова. Он не просто пишет деревню и переживает за нее, он всей душой стремиться участвовать в ее жизни. «Всю Россию не обустроишь, — улыбается Обросов, — но можно помочь хотя бы одной деревне». В деревне Обросово, где Игорь Павлович часто проводит время, — он построил школу, с благодарностью к учителям, которые остаются еще преподавать деревенским детишкам. Около школы восстановлен и старый дом, в котором обосновалась детская художественная школа. И именно Игорь Павлович явился инициатором возведения часовни в деревне Обросово. Так автор серии картин «Прощание с деревней» меняет грустные одинокие деревенские пейзажи, возвращая им полноту жизни, которую помнит сам.

Дарья Обросова. Дочь Игоря Обросова. (На выставке в Новом Манеже «Художник и Творец. О жизни и о себе»)
«В этом зале экспозиция составлялась таким образом, чтобы можно было рассмотреть картины с большого расстояния. Образ складывается более полноценный. Когда я подхожу к картинам отца, у меня мистическое ощущение, что я вхожу в картину. Цвет очень влияет на эмоциональное состояние, я, например, люблю смотреть черно-белое кино, люблю черно-белую фотографию, поэтому на меня работы отца производят колоссальное впечатление. Мне кажется, что черно-белые работы создать достаточно сложно, и они дают возможность каждому человеку по своему отнестись к образу портрета или картины, что-то самому дочувствовать, додумать, художник дает такую возможность быть зрителю эмоциональным участником картины».

Удивляет не только талант, но сила духа и мужество Игоря Обросова. Трудно представить переживания художника изо дня в день, работающим перед монументальным полотном, посвященным жертвам сталинских репрессий.

Игорь Обросов. Народный художник России. ( у картины об аресте отца)
«Вот ожидание, в то время, если где-то загорелся свет, значит за кем-то пришли. Вечерами закрывались и ждали стука в дверь. Какой-то шум во дворе – машина подъехала, с тревогой прислушивались, так было и у нас».

Борис Мессерер. Народный художник России. (На персональной выставке Игоря Обросова в Академии художеств)
«Вы видите все эти сталинские кошмары, в то время, когда все пытаются это замолчать с невинным выражением лица, Игорь пишет это со страстностью, это суровая правда нашей жизни»

Павел Никонов. Народный художник России. ( На выставке в Новом Манеже. «Художник и Творец. О жизни и о себе»)
«Игорь — человек высокого гражданского долга, это видно и в его творчестве, и это прочитывается в его колоссальной напряженной общественной деятельности, в которой он начал еще в самом начале своего творческого пути, поэтому все, что он сделал в искусстве, очень созвучно с его размышлениями о жизни страны, о судьбах нашего изобразительного искусства. Я в его мастерской часто бывал, и все эти работы, конечно, видел, и на разных выставках тоже, но надо сказать, что именно здесь, в Манеже он выиграл, как художник, потому что выглядит невероятно цельно, и тут даже важно не выискивать преимущества каждой картины, тут важно увидеть его как художника, как явление».

Владимир Наумов. Режиссер. (На персональной выставке Игоря Обросова в Академии художеств)
«Гениальный художник Веласкес в свое время написал портрет Папы Иннокентия Х, тот посмотрел, он ему ужасно не понравился, он сказал «troppo vero», что по латыни означает: «слишком правдиво», художник написал не поверхностно, а суть, так и Обросов пишет «слишком правдиво».

Николай Никогосян. Народный художник России.
«Игорь Обросов – это лицо двадцатого века. Про него нельзя сказать «мне это нравится, а это – «ничего». Я счастлив, что я жил в его эпоху, вернее, он жил в мою эпоху, потому что я старше его, и до сих мы дружим, почему? потому что мы, каждый из нас, делаем свое дело».

Александра Загряжская

Фоторепортаж Александры Загряжской

Приглашение на МАСКАРАД 2 июня в ММДМ на Павелецкой

29.05.2010 от admin

Джеролд Моргулас

Джеролд Моргулас

2 июня 2010 года в Камерном зале Московского международного Дома музыки состоится мировая премьера (концертное исполнение) оперы Джеролда Моргуласа (США) «Маскарад» по одноименной стихотворной драме Михаила Лермонтова.
Дж. Моргулас не впервые обращается к классике русской литературы. Вдохнов-ленный судьбой и творчеством Анны Ахматовой, он написал оперу «Анна и Дедо», пове-ствующую о взаимоотношениях великой русской поэтессы и гениального итальянского художника Амедео Модильяни, а в прошлом году в Москве прошла мировая премьера оратории «Реквием», в основу либретто которого легли стихи Ахматовой разных лет.
Среди других русских проектов американского композитора – опера по роману Фе-дора Достоевского «Преступление и наказание» и моноопера «Демон» по одноименной поэме Михаила Лермонтова.
И вот – новое «русское» сочинение, и снова Лермонтов – на этот раз его знамени-тая поэтическая драма «Маскарад».
«Создавая свой «Маскарад», я во многом опирался на русскую музыкальную тра-дицию Х1Х века. Стиль и дух музыки великих русских композиторов прошлого и теат-ральные идеи «мирискуссника» Головина – вот что питало интонационный колорит моей оперы. А шекспировский, полный драматизма, вечный сюжет о любви и ревности обеспе-чивал музыкальной драматургии оперы динамичность и стремительное, почти детектив-ное развитие… За многие годы работы с нью-йоркской Bel Canto Opera я, как мне кажет-ся, усвоил и освоил нехитрые правила зрительской популярности: музыка должна быть мелодичной и доступной. Надеюсь, мне это удалось», — говорит Дж. Моргулас.
Джеролд Моргулас – автор двенадцати опер и большого числа вокальных произве-дений разных жанров, включая ораторию «Реквием» и четыре песенных цикла. С 1981 по 1990 он был генеральным директором The Bel Canto Opera Company и потом – Председа-телем совета директоров National Music Theatre Network (до 2005 года). Дж. Моргуласа часто приглашают для участия в жюри престижных вокальных конкурсов и международ-ных музыкальных фестивалей.
«Я счастлив, что моя русская опера впервые увидит свет именно в России, в Моск-ве, — признается Дж. Моргулас, — я сочинял эту музыку с огромным наслаждением, хочется верить, что столичные любители оперного искусства почувствуют мои настроения и при-мут ее».
Постановка в Москве стала возможной благодаря поддержке Morgan Construction Enterprses, Inc., Golutvinskaya Sloboda, Thornton Tomasetti, Inc. и AKF Engineer, LLP.
В спектакле заняты артисты ведущих музыкальных театров России: Московского академического Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского, Московского академического Центрального детского музыкального театра им. Н. И. Сац, Московского музыкального театра «Арбат-опера», Театра оперы и балета Республики Татарстан (Ка-зань).
Музыкальный руководитель и дирижер спектакля – главный дирижер театра «Ар-бат-опера» Игорь Сукачев. Постановщик – молодой режиссер из Санкт-Петербурга Нико-лай Панин.
Спектакль исполняется на русском языке.
Начало – в 19.00. Опера идет в двух действиях с одним антрактом.
Продолжительность спектакля 2часа 20 минут.
Проезд до м. «Павелецкая».
Адрес ММДМ: Космодамианская набережная, д. 52, кор. 8.

По всем вопросам по телефонам:
Елена Езерская 8 910 428 6553
Мария Шадрина 8 967 178 5724

В галерее искусств «Даев-33» прошла выставка работ Александра Рябичева «Династия»

19.05.2010 от admin

В галерее искусств «Даев-33» прошла выставка работ Александра Рябичева «Династия», на которой были представлены лучшие произведения известного скульптора. Выставка  «Династия» — это художественный проект, знакомящий с творчеством семьи Александра Рябичева. В галерее можно было увидеть в фотовыставке  скульптурные композиции основателя династии — выдающегося скульптора современности Дмитрия Рябичева,  работы дочерей Александра  – Сони и Даниэлы, которые представили в этот раз не только живопись, но и скульптурные композиции, художественные фотографии жены скульптора Александры Загряжской.  Проект «Династия» — традиционный. Этой весной авторы посвятили его родителям Александра — Дмитрию Рябичеву и Валентине Боруновой – замечательному искусствоведу, которую знают и помнят многие современные художники. Следующая выставка «Династия», на которой будут представлены новые работы Александра Рябичева, состоится в сентябре этого года.

Гости вернисажа об экспозиции:

Татьяна Новикова — фотохудожник:

«Мне очень нравится настроение в скульптуре, где изображен  одинокий человек под фонарем – в ней такое одиночество, тоска, щемящее такое чувство  и  сильное настроение, и свой характер есть во всех работах Александра Рябичева. И Сони Загряжской работы мне тоже понравились -«Шествие» ангелов очень сильное»

Вера Белова- певица, лауреат Международных конкурсов:

«Многие портреты и фотографии я видела у Саши дома, но здесь меня удивляет эта невероятно творческая семья, меня поразила Даниэла- четырнадцать лет? Но ее работы уже с каким-то философским смысломю. Главное что меня поражает –это то, что каждая из работ — часть творчества большой семьи»

Ольга Коваленко- продюсер:

«Я Александру Загряжскую знаю десять лет, и знаю, чтобы сделать такую выставку, надо иметь именно такую семью, здесь в каждой работе чувствуется, что рядом стоят родные люди, которые рады друг за друга, а это настолько редко, а  тут каждая работа это излучает, поэтому эта династийная  выставка вызывает чувство огромного уважения.

Александр Мичри, народный художник России:

«Сколько бы я не видел семейные выставки, они всегда радуют. А здесь чувствуется материал, композиция, вкус. Меня радуют Саши Рябичева скульптуры, несмотря на то, что это малая форма, они выглядят монументально, думаю, если их увеличить, они прекрасно будут смотреться в каком-нибудь парке, они бы прекрасно украшали города. Александр Рябичев чувствует материал, у него прекрасная школа, он сформированный мастер и понимает то, что он делает. Мне очень нравится живопись и фотографии на этой выставке, я считаю, что каждый в этой семье – художник. Но спасибо не только за выставку, а еще и за то, что вы прекрасны, как люди, как семья».

Юрий Беляев, Президент Академии Российской словесности:

«Очень приятно, что память о Дмитрии Рябичеве живет в его работах монументальных, это уже история, но здесь мне хочется сказать об Александре. Я уже говорил, что философия работ Александра Рябичева идет от темы «маленького человека» Гоголя или Чехова, он изображает быт в своих работах деревенских, но этот быт воспринимается как «бытие», и это дорогого стоит, потому что поднятие так высоко своих героев, персонажей требует духовного и технического мастерства. Поздравляю, он снова в строю. А Даниэла Рябичева, я считаю, очень талантливый молодой художник, мастерски владеющая колоритом и композицией, и у нее уже есть зрелая не по возрасту манера исполнения, и я бы хотел ей пожелать, чтобы она знала, что главное в искусстве – это личность. Если она при своих данных станет личностью, то творческий успех у нее будет обязательно. Что касается фотографий, то Александра Загряжская обладает таким незаурядным взглядом на мир, которого не хватает очень многим художникам».

Сергей Смуров- cкульптор:

«Очень многое нас связывает с Сашей Рябичевым: и дружба, и работа.Уже говорили о том, что замечательно, что это творческая семья, и я смотрю здесь, Сашины дочки интересно представлены. Я Сашу знаю очень давно, очень хорошо знал и Дмитрия Борисовича, и маму Сашину Валентину Ивановну, и то, что проходят такие выставки очень радует, думаю, что через полгода, в сентябре, мы снова встретимся на такой же выставке семейной и, возможно, увидим и Саши Рябичева новые работы и детей его. А Сашиных родителей Дмитрия Борисовича и Валентину Ивановну мы всегда помним, потому что для нас это была эпоха, с которой мы все начинали.

Гелены Генс.  Врач, кандидат медицинских наук:

«Я сегодня ехала на эту выставку и написала по дороге стихи:

Если спросите меня, что я вижу,

Там, где небо – в цвет осадка и тоски,

Там, где птицы сонные сидят на крыше,

И от тюбика с белилами засохшие мазки,

Я отвечу с привкусом стеклянного тумана,

Спящую скульптуру вижу я везде,

И, поверьте, нет ни на грамма тут обмана

Спящая скульптура есть теперь в моей судьбе….

Эти стихи я посвящаю Вам, Саша Рябичев и Саша Загряжская»

Алексей Никишин-фотохудожник.

«В скульптуре меня больше всего поражает Роден, но вот теперь я знаю еще и Александра Рябичева, и это замечательно. Но больше всего меня удивила Соня – не ожидал увидеть ее скульптуры – такого ангела я ей уже заказал».

Михаил Гурвич-художник:

«Мое самое большое впечатление от этой выставки, что я вижу Сашу Рябичева, и он  в  таком хорошем настроении, я очень хочу, чтобы он всегда таким и оставался, а выставка замечательная, говорит о связи поколений».

Даниэла Рябичева-дочь Александра Рябичева и Александры Загряжской:

«Я рассматривала фотографии, на которых бабушка в Венеции, и в этом портрете мне хотелось передать настроение ее в этом путешествии, я не написала сам город, только ее портрет, было лето, было солнечно, бабушка очень любила ходить в красивых легких платьях, мне запомнилось из детства, как ее платья тонкие развивались на ветру, и эту легкость хотелось передать. Бабушка меня часто носила на руках, и мне очень хорошо запомнилось ее лицо- такое доброе. Она любила одеваться так, что сразу было видно, что она человек  искусства– она носила большие серьги, бусы, могла сразу несколько ниток бус надеть, блузки необычные, она выглядела сама, как произведение искусства…».

Александра Загряжская-автор выставки:

«Замечательно, что эта выставка продлилась до середины мая, да еще в год, когда Победе – 65 лет. Из афиш выставки, на которых помещены композиции Дмитрия Рябичева, посвященные войне, сразу ясно,  что автор относится к поколению победителей. И это объясняет многое в его монументальном творчестве и характере. Тот же характер я вижу и в Саше Рябичеве. Ему передались по наследству самые лучшие качества его родителей».

Театральный Музей Бахрушина в эти дни представляет выставку, посвященную 65-летию Великой Победы.

15.05.2010 от admin

ТЕАТРАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ А.А.БАХРУШИНА

Театральный Музей Бахрушина в эти дни представляет выставку, посвященную 65-летию Великой Победы. Театрально-Фронтовой дневник – письма, очерки, фотографии, инсталляции, посвященные выступлениям артистов на фронтах и в военных госпиталях. В фондах архивно-рукописного отдела Государственного центрального театрального музея имени А.А.Бахрушина хранятся подлинные театральные дневники актеров и деятелей искусства, многие из которых во время войны были награждены медалями и орденами. Выступления на фронтах требовали не меньшего мужества, чем выполнение службы бойцами. Особой любовью пользовались такие коллективы, как фронтовые филиалы театра имени Евг. Вахтангова, Малого театра, фронтовые театры ВТО. Выставка расположилась на первом этаже музея, постоянные экспозиции которого посвящены истории театра.

ИСТОРИЯ.

Вот уже более века Государственный Центральный Театральный Музей им. Алексея Александровича Бахрушина отражает все, что происходит на сценах Москвы и России. В его залах можно познакомиться с самыми яркими страницами театральной летописи от времени рождения русского театра до наших дней. Экспозиции музея рассказывают о судьбе легендарных спектаклей и о новых постановках, о звездах сцены и о тех, кто, создавая спектакли, остается за кулисами, о мастерах самых разных театральных профессий и о самых истинных поклонниках театрального искусства. Одним их таких поклонников был сам основатель музея Алексей Александрович Бахрушин, с личной коллекции которого в свое время и начался театральный музей в Москве, расположившийся в его личном особняке. Сегодня коллекция насчитывает полтора миллиона экспонатов, а когда-то она началась с бытовых театральных мелочей. С балетных туфель, подаренных коллекционеру, личных вещей актеров, фотографий с дарственными надписями. Некоторые из современников Бахрушина едва ли не упрекали его: «стоит ли воспринимать всерьез подобное увлечение?» Тогда его суровым критикам не приходило в голову, что спустя столетие каждая из сохраненных афиш и многие другие «мелочи» театрального быта, став реликвиями, с достоинством войдут в историю театра. День, когда с коллекцией Бахрушина смогли познакомиться все желающие — 29 октября 1894 года — стал датой рождения первого в мире музея театрального типа. Театральный Музей Бахрушина – родоначальник музеев театральных, литературных и музыкальных.

«Государственный Центральный Театральный Музей им. А.А.Бахрушина по полноте собранных им коллекций является одним из крупнейших театральных учреждений мирового масштаба», — писал Константин Станиславский еще в 1932 году. Он ставил Театральный Музей в Москве значительно выше всех европейских собраний. До сих пор коллекция Музея продолжает пополняться.

Сегодня Музей гордится многими уникальными экспонатами. «В одном из центральных залов выставлены коллекция театральных вееров и зрительских трубочек, — говорит заведующая научно-просветительским отделом, сотрудник Музея Анастасия Тарасова, – это «предки» современных театральных биноклей, они сделаны по принципу монокля самых разных форм, начиная от трубочек-колокольчиков, в которые можно было налить ароматическую водичку, до трубочек-табакерочек самых разнообразных форм, с украшениями, и даже из драгоценных металлов. В театр надевали свои лучшие наряды, поэтому такие аксессуары как веера и трубочки так же соответствовали образу светских львиц.
Балетные туфельки Марии Тальони – знаменитой итальянской танцовщицы так же занимают центральное место одном из залов музея. «Ее ножка» — уверяют нас балетные историки, — имела такое строение, что танцовщица могла без особых приспособлений подниматься и стоять на пальчиках». Мария Тальони первой поднимается на пальчики, для нее первой шьются туфельки без каблучка, и острого треугольного носочка, как носили в 19 веке. Первые балетные туфельки шьются для партии Сильфиды, где необходимо было показать всю «воздушность» образа. Эти туфельки – еще не пуанты, в них нет укрепленного носочка, но, тем не менее, это новый шаг в балете и Мария Тальони вошла в его историю, как реформатор танца».

За каждым из экспонатов стоят факты, так или иначе повлиявшие на историю развития театра, или просто интересные события или интригующие истории.

АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАХРУШИН.

«Если Вы никогда не были в городе Зарайске, обязательно поезжайте туда, — советуют сотрудники Музея Бахрушина, — Вы ощутите необычайное душевное тепло и дружелюбие его жителей, атмосферу старого города, там «говорят» даже старые разрушенные дома и камни». Из зарайского края вышел знаменитый род Бахрушиных – замечательный род купцов, предпринимателей, коллекционеров, деятелей культуры, благотворителей, меценатов, корни фамилии уходят в 16 век. В начале 19 века глава семьи Бахрушиных выехал из Зарайска в Москву, где поселился на Таганке. А к началу 1917 года семья Бахрушиных входила в первую пятерку московской купеческой аристократии. До сих пор в Москве работают основанные ими промышленные предприятия, и учебные заведения, храмы и больницы, музеи и выставочные залы. Бахрушины принесли в дар интереснейшие коллекции, которые хранятся, в частности и в Государственном Историческом Музее.
Алексей Александрович Бахрушин вошел в историю, как один из самых ярких представителей рода, основатель Музея, который известен сегодня во всем театральном мире в России и за рубежом.

БАХРУШИНСКИЕ ЧТЕНИЯ.

Одно из самых ярких событий современной истории Государственного Центрального театрального музея им.А.А.Бахрушина, состоялось в октябре 2003 года, когда в Музее прошли Первые Всероссийские Бахрушинские чтения, посвященные столетию со дня освящения Храма Живоначальной Троицы и приюта Бахрушиных в Зарайске. Это мероприятие, которому суждено было стать традиционным состоялось по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго. В рамках Бахрушинских чтений, в Театральной галерее на Ордынке открылась выставка «Бахрушины и зарайские художники».

«ВЕРСАЛЬ НА ЗАЦЕПЕ»

Театральный музей Бахрушина начинается с улицы. Этот дом будто вырос по эскизам декораций и в ландшафте города сам является интереснейшим экспонатом. Одноэтажный особняк, выполненный в формах ранней английской готики, до наших дней сохранился почти полностью, и декор «готического» вестибюля и фрагменты оформления кабинета выглядят именно так, какими их видел сам хозяин этого необычного московского особняка. Кстати, построена городская усадьба 1896 году по проекту архитектора К.Гиппиуса. Карл Карлович Гиппиус – московский архитектор, знаменитый мастер эклектики, строитель чайного магазина на Мясницкой, так же был известен как семейный архитектор московских купцов Бахрушиных. На свадьбу отец Алексея Александровича дарит сыну большой участок земли в Москве, на котором и строится особняк, один из самых красивых в городе, получивший название «Версаль на Зацепе». В этот дом Алексей Александрович переехал со своей молодой женой и сыном вместе с коллекцией, которую он уже начал собирать. Музей хозяин дома организовал в цокольном этаже. На втором этаже разместились жилые комнаты, где жил Алексей Александрович с семьей. Его коллекция, которая росла и ширилась, начала выходить за пределы нижних залов. Шкафы превращались в витрины, жилые комнаты отдавались для хранения экспонатов.

Кабинет Алексея Александровича полностью не был восстановлен. Сегодня в стенах этой комнаты разместились шедевры из коллекции Музея. Но стол – подлинный, — призван передать ту атмосферу рабочего стола, который принадлежал не просто купцу, но создателю первого в мире театрального музея. «Счеты, забытые на столе не случайно создателями экспозиции, напоминают о том, что Бахрушин – купец-предприниматель, представитель семьи, входящей в пятерку богатейших купеческих семей России, но весь антураж комнаты свидетельствует о том, что хозяин дома занимался и театром и общественной деятельностью», — поясняет сотрудник Музея Вера Тарасова, — Алексей Александрович с 1902 года Гласный Городской Московской Думы. Один из важных экспонатов выставки – фотография, на которой запечатлен момент подписания документа о дарении Музея Алексеем Александровичем Бахрушиным государству.

НАЧАЛО НАЧАЛ. ПЕРВЫЕ ЭКСПОНАТЫ КОЛЛЕКЦИИ,

«Одна из версий начала коллекции выглядит парадоксально», — признаются сотрудники Музея. Музей был создан случайно, на спор, когда однажды Алексей Александрович разговаривал со своим дальним родственником Куприяновым, который хвастался своей театральной коллекцией. Когда будущий собиратель познакомился с экспонатами, то выразил мнение: «Никакая это не коллекция, набор безделушек». Куприянов обиделся и ответил то, что обычно люди говорят в таких случаях: «Сам попробуй». «И попробую! Спорим, что за месяц я соберу коллекцию в два раза значительнее твоей!»—ответил Бахрушин. Молодые люди заключили пари. Бахрушин тот час отправился на знаменитую Сухаревку, где в лавке старьевщика находит запыленные, грязные картинки, на которых едва различимы силуэты людей, в которых он узнает актеров. За гроши он выкупает эту живопись, и приводит ее в порядок в дорогой антикварной лавке. После того, как работы были оформлены, Бахрушин, буквально, залюбовался своим приобретением. Действительно, как оказалось, в этих небольших по размеру картинах были изображены актеры Шереметевского крепостного театра. С этих картинок и началась коллекция Бахрушинского музея.

ФЕДОР ВОЛКОВ.

Федор Григорьевич Волков – первый русский профессиональный актер, с которого и начинается история отечественного профессионального театра.
И экспозиция Театрального Музея была бы не полной без экспонатов, рассказывающих о театре Федора Волкова.
Свой любительский театр в родном Ярославле – труппу комедиантов, — Федор Волков открыл в 1750 году, а уже через два года Федор Волков и его товарищи по указу Елизаветы Петровны были вызваны в Петербург. Сама императрица покровительствовала ему, и это явилось прекрасным началом и для карьеры артиста и для развития театральной жизни, главным событием которой стало учреждение в 1756 году русского театра для представления трагедий и комедий. Событие это было подготовлено почти столетним театральным опытом и развитием русской культуры. На придворной сцене Петербурга западная сценическая культура, привитая на русскую почву и русский характер, рождала новый театр. Еще в юности, приехавший для обучения в Москву, а затем в Петербург юный Федор Волков мог посещать спектакли в обеих столицах.
По возвращению в Ярославль в конце 1740-ых годов, создавая свой театр Волков уже знал, как устроить сцену, создать декорации и перевести пьесу с немецкого и французского, он играл на нескольких музыкальных инструментах. Наконец, он смог собрать труппу молодых актеров и ставить с ними спектакли, но более всего он мог и хотел играть на сцене сам. Федор Волков – яркий представитель эпохи возрождения, был уникален во многих областях искусства. Когда его театр еще в Ярославле не мог вместить всех желающих, новое здание было построено по его проекту.
Театр – «сиюминутное» искусство и быть свидетелем игры на сцене Федора Волкова, потомки, увы, уже не смогут. Но судить о его творчестве и профессионализме поможет тот факт, что впервые дворянский титул «за особые заслуги в театральном искусстве» был пожалован актеру Федору Волкову из рук императрицы Екатерины Второй.

НОВЫЕ ДАРЫ. Выставка в Доме Музее Ермоловой.

Подлинные эскизы Бенуа, Коровина, Пименова, сценические костюмы легендарного Собинова, платье, шитое Кадреном для Плисецкой вошли в числе дорогих экспонатов в одну из выставок Театрального музея. Эта экспозиция бала представлена в 2002 году в Доме-музее М.Ермоловой, как традиционная выставка «новых даров». Впрочем, организаторам дорог каждый предмет экспозиции – потрепанная афиша премьер, давно ставших театральной историей, и совсем новые программки, замечательные поставленными на них автографами звезд искусства. Целая комната была отведена для воссоздания обстановки дома Михаила Царева. Его жена Варвара Григорьевна вспоминала, как когда-то много лет назад покупала письменный стол в Санкт-Петербурге. Он и положил начало кабинету, который она задумала сделать для мужа в новой квартире. А сегодня стол перешел в дар музею в числе других предметов кабинетного убранства, способных поведать многое о характере выдающегося актера.

Татьяна Бархина, художник по костюмам принесла в дар музею книгу, изданную ею совместно с братом – известным сценографом Сергеем Бархиным об их знаменитом предке. Это дневники их прапрадеда – Герасима Хлудова преуспевающего фабриканта, благотворителя и страстного театрала. Над каждым из экспонатов можно прочитать имя дарителя. У Музея много -друзей и в России и за рубежом. Но не только знаменитости пополняют его коллекцию. Один из москвичей, не имеющих отношения к театру, выразил желание принести в дар музею доставшийся ему по наследству раритет.

ФИЛИАЛЫ МУЗЕЯ.

Помимо главного здания, у Театрального Музея – восемь филиалов. Это мемориальные дома и квартиры: Дом-Музей А.Н.Островского, Дом-Музей М.Н.Ермоловой, Музей-квартира Вс.Э.Мейерхольда, Музей-квартира актерской семьи М.В.и А.А.Мироновых и А.С.Менакера, Музей-квартира Г.С.Улановой, выставочный зал «Театральная галерея на Малой Ордынке», Музей-квартира В.Н. Плучека.

ДОМ-МУЗЕЙ МАРИИ НИКОЛАЕВНЫ ЕРМОЛОВОЙ (ФИЛИАЛ ГЦТМ им. А.А.БАХРУШИНА).

При реставрации старинного особняка Дома номер одиннадцать на Тверском бульваре, в его первоначальной кладке были обнаружены кирпичи с клеймом 1773 года. Да и своды нижнего этажа свидетельствуют о том, что возведены эти стены были более двухсот лет назад. Сама история хранила это здание, которому удалось одним из немногих уцелеть в пожаре 1812 года, чтобы предстать пред нашими современниками в своем первоначальном облике. В свое время дом переменил немало хозяев, до того, как его приобрел адвокат Николай Петрович Шубинский, и поселился в нем с женой актрисой Малого театра Марией Николаевной Ермоловой. Под этим легендарным именем последней его хозяйки и известен сегодня особняк на Тверском бульваре – Дом-Музей Марии Николаевны Ермоловой.

В 19 веке Малый театр явился центром московской театральной жизни. В нем играли величайшие актеры Мочалов, Щепкин, Ермолова – «живые легенды» не только для театралов того времени, но и для всего общества. Из воспоминаний близких Ермоловой современников – «Москва преклонялась перед ней – от мала до велика, ее ждали у театрального подъезда, чтобы только уловить ее взгляд. Когда она приезжала в какой-нибудь ресторан, все бросали свои дела, чтобы посмотреть на нее, если она входила в какой-нибудь магазин, приказчики покидали всех остальных покупателей и служили ей, как королеве. Громадной популярностью она пользовалась и среди театральных служащих и прислуги, и это уже не только благодаря своему таланту, но и полному отсутствию надменности, манере общаться с людьми и своей доброте».

В особняке на Тверском бульваре Ермолова выбрала себе под кабинет комнату с розовыми стеклами, которые были вставлены кем-то из прежних владельцев. И вся московская молодежь, проезжая или проходя мимо этих розовых стекол, смотрела на них с благоговением.

Зеленая гостиная и спальная Марии Николаевны воссозданы с точностью. Дочь Марии Ермоловой жила в этом доме до 1965 года и именно она была одним из первых консультантов по воссозданию интерьеров, наравне с другими родственниками и современниками актрисы. Большая столовая претерпела самые большие изменения в доме. Сохранились многие вещи, но почти не осталось фотографий интерьера этой части дома.

В экспозиции есть платье, в котором Ермолова играла Жанну Дарк. Спектакль назывался «Орлеанская Дева», а имя ее героини звучало как Иоанна. Из архивов и афиш можно узнать и о других ролях Ермоловой и о том, как любили ее поклонники.

Это было 30 января 1870 года. На афише Малого театра на спектакле Лессинга «Эмилия Галотти» значилось: «роль Эмилии Галотти будет играть воспитанница Ермолова». Семнадцатилетняя ученица Московского театрального училища получила главную роль в трагедии – такое в театре случалось крайне редко, и несмотря на участие в спектакле актеров Малого театра, самый большой успех выпал на долю неопытной дебютантки. Это выступление стоило актрисе немалых волнений. Много лет спустя, Ермолова вспоминала: «Я слышала как подняли занавес, и вдруг, все спокойствие пропало, меня охватил ужасный панический страх, я вся задрожала, заплакала, я крестилась, меня подвели к кулисе, со сцены доносились чьи-то голоса, но я ничего не могла разобрать, в ушах был какой-то гул. Страх все рос, мне казалось, что я забыла роль, что я не скажу ни слова, вдруг меня кто-то толкнул сзади, и я была на сцене». Об этом дебюте театральные поклонники скажут: «Такое бывает раз в столетие, а то и реже».

Слава ее росла быстро. Уже в 1879 году в Малом театре состоялся бенефис по окончании которого собралась студенческая молодежь. «Однажды, по окончании бенефиса у актерского подъезда Малого театра, где она играла, собралась толпа студенческой молодежи. Когда Ермолова села в карету, молодые люди при криках и рукоплесканиях окружили ее плотно, поместились на рессорах и приножках и выкрикивая «браво», не слушая полиции, толпою сопровождали экипаж актрисы до ее дома. Слава ее была необычайна. Сегодня в Доме-Музее Марии Николаевны продолжаются традиции домашних концертов и спектаклей, которые проходили и проходят в Белом Зале Дома Ермоловой на Тверском бульваре.

«Театрально-фронтовой дневник». Так называется выставка в Государственном Театральном Музее им. А.А.Бухрушина, которая проходит в год празднования 65-летнего юбилея Великой Победы. Для послевоенных поколений годы Великой Отечественной – эпоха великих испытаний, потерь, героизма и подвига, а для тех, кто пережил войну, эти годы были еще просто часть их жизни. Трудной, счастливой, трагичной и повседневной. Трудно представить, что и тогда люди смеялись шуткам, ссорились из-за «ничего», влюблялись с головой, когда вершились судьбы мира, вехи истории. Так театральная афиша с датой спектакля «июнь 41 года» потрясает до глубины души. В начале войны сотрудники Театрального Музея имени Бахрушина обратились ко всем театралам и актерам, выезжавшим на фронт, с предложением вести дневники. «Записывайте, собирайте фотографии, рисунки, отражающие выступления и постановки театральных бригад на фронте, отмечайте отзывы, реакцию зрителей, сообщайте точный репертуар, и какие произведения пользуются наибольшим успехом, словом, все, что Вам покажется интересным». На этот призыв откликнулись многие актеры, побывавшие с концертами и спектаклями на фронте. Артисты бережно хранили записки, подарки, а главное, замечательные фронтовые истории. Так началась большая коллекция, часть которой можно увидеть на выставке «Театрально-фронтовой дневник».

За время войны было создано более четырех тысяч театрально-фронтовых бригад. Они давали концерты на передовых позициях, на кораблях, аэродромах, выступали в палатах госпиталей. Многие спектакли шли совсем близко от линии военных действий. Артисты подвергали свои жизни не меньшему риску, чем бойцы. Но это были их самые главные роли, сыгранные перед особенной публикой. Бойцов восхищали их таланты, а руководство – героизм. Многие актеры во время войны были награждены боевыми медалями.

Александра Загряжская

Фоторепортаж Александры Загряжской

Александра Экстер. Ретроспектива

10.05.2010 от admin

Правительство Москвы
Департамент культуры города Москвы
Российская академия художеств
Московский музей современного искусства
Государственный центральный театральный музей имени А.А. Бахрушина
представляют
Александра Экстер. Ретроспектива.
Выставка открыта: 29 мая – 22 августа 2010
Адрес: Московский музей современного искусства, Петровка, 25
Открытие: 28 мая 2010 в 19:00
Беспрецедентная ретроспективная выставка произведений Александры Экстер в Московском музее современного искусства – событие, которое трудно переоценить. Александра Экстер – одна
из «амазонок» и ярчайших звезд русского авангарда. Она была неизменной участницей почти всех крупных выставок нового искусства – содружества «Бубновый валет» и «Союза молодежи», «№ 4»
и «Трамвай В», «Магазин», «5×5=25» и других. Передовое русское искусство начала XX века невозможно представить без произведений этой художницы – если их исключить, картина окажется неполной и многое потеряет в своем своеобразии.
С именем Александры Экстер связано такое принципиальное направление в истории русского искусства, как кубофутуризм – совершенно особый «русский» вариант футуризма, нашедший отражение в многочисленных абстрактных композициях, натюрмортах и городских пейзажах. Именно Экстер часто была проводником новых идей в русской живописи, именно она в течение многих лет знакомила отечественного зрителя с последними достижениями парижского авангарда. Подолгу живя в Париже, будучи в приятельских отношениях с Пабло Пикассо, Фернаном Леже, Робером и Соней Делоне, Гийомом Аполлинером и многими другими яркими фигурами той эпохи, Экстер пропагандировала их творчество в России. И не только пропагандировала, но и своим искусством во многом указывала пути адаптации их открытий русскими художниками.
Фигура Александры Экстер неотделима от триумфов русской театральной сцены: оформленные ею спектакли в московском Камерном театре – «Фамира Кифаред», «Саломея», «Ромео и Джульетта» – вошли в историю как подлинные шедевры, отмеченные ошеломляющей красотой костюмов
и декораций. В историю искусства вошли и ее знаменитые костюмы марсиан для фильма Якова Протазанова «Аэлита». Кроме того, Экстер проявила себя как автор изысканных проектов женского платья и формы для Красной армии.
Случилось так, что, в отличие от многих современников и собратьев по новому искусству, у Экстер
до настоящего времени не было серьезной выставки. Именно серьезной, научно аргументированной, с отчетливо разработанной концепцией; а самое главное – выставки, которая с максимальной полнотой продемонстрировала бы разностороннее искусство художницы. Проект Московского музея современного искусства – первая ретроспектива Александры Экстер, позволяющая осознать творческие открытия этого ведущего представителя русского авангарда. В экспозицию войдут станковые произведения, графика, эскизы костюмов и декораций, а также уникальные авторские рукописные книги (livres manuscrits), которые никогда прежде не выставлялись. Впервые будет широко представлено театральное искусство Александры Экстер – около 60 работ из коллекции Государственного центрального театрального музея имени А.А. Бахрушина.
Творчество Александры Экстер в равной степени принадлежит и Франции. Начиная с 1910-х годов, Экстер принимала участие во многих знаковых выставках в Париже, буквально до последних своих дней выставлялась на парижском «Салоне Независимых». Об искусстве Александры Экстер писали выдающиеся французские критики – Гийом Аполлинер, Вальдемар Жорж, Морис Рейналь и другие. Поэтому осуществление этого проекта именно сейчас, в Год России – Франции, особенно важно
и своевременно. Парижский период творчества Экстер (после 1925 года) никогда не был полноценно представлен в России, а нынешняя ретроспектива даст возможность зрителю познакомиться
с некоторыми произведениями этих лет.
Куратор выставки – Георгий Федорович Коваленко, доктор искусствоведения, заведующий отделом русского искусства XX века НИИ РАХ и главный научный сотрудник Государственного института искусствознания. Коваленко – один из главных биографов Экстер и ведущий эксперт в области ее творчества, автор двух книг и многочисленных статей, опубликованных в России и за рубежом.
Дизайн экспозиции разработает Борис Асафович Мессерер, известнейший художник и сценограф, президент Ассоциации художников театра, кино и телевидения Москвы.
К выставке готовится масштабный каталог, состоящий из монографического очерка, публикаций ранее не известных архивных и рукописных материалов, библиографии, перечня выставок, научного аппарата и изобразительного ряда – репродукций произведений Александры Экстер.
***
Работы для выставки предоставили:
Астраханская государственная картинная галерея им. П.М. Догадина, Астрахань
Вологодская областная картинная галерея, Вологда
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Ростов
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Москва
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина, Москва
Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко, Краснодар
Московский музей современного искусства, Москва
Нижнетагильский муниципальный музей изобразительных искусств, Нижний Тагил
Российский государственный архив литературы и искусства
Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов
Серпуховской историко-художественный музей, Серпухов
Ярославский художественный музей, Ярославль
а также частные коллекционеры Москвы

Информация предоставлена PR-отделом ММСИ

В ММСИ с 29 апреля по 16 мая 2010 состоялась выставка памяти Евгении Коваленко 10*20*30

10.05.2010 от admin

«20-30-10» в этих цифрах заключены и жизнь, и счастье, и трагедия, и судьба. В плену этих чисел молодость и талант двадцатилетней Жени Коваленко, погибшей десять лет назад  в автокатастрофе. Сегодня ей было бы тридцать. И за эти годы ее творчество было бы несомненно преумножено. Но удивительно — на протяжении последних лет друзья и коллеги продолжают «открывать» Женю, как будто она живет и творит до сих пор. Ее выставки, книги, сюжеты, спектакли живут и полнятся новыми находками. Ее рисунки, кажется, обретают новые смыслы и становятся ярче по содержанию.

В экспозиции  Музея Современного искусства в этот раз впервые были представлены тетради Жени. Быстрые рисунки, сделанные на полях точно выражают ее характер. «Она такая и была» — говорит мама Жени Ольга Коваленко – быстрая, все время в движении, как в картинах, так и в жизни, я продолжают узнавать Женю от друзей ее старых и новых, которые ее узнали только недавно, я начинаю смотреть на картины уже их глазами и видеть в них новое, чего не видела раньше». Ольга Коваленко подарила Музею Современного искусства лучшие работы дочери.

Василий Церетели, директор Музея Современного Искусства: «Не смотря на то, что она ушла из жизни молодой, ее творчество очень талантливо, и сколько бы лет ни прошло, каждый раз выставка ее работ — это новая выставка, и это доказывает, что работы Жени – музейное искусство. Она не успела стать признанным художником, но признание ей  приносит ее талант после ее ухода. У художника возраста нет, и работы молодой Жени растут вместе с нами, через пять и десять лет мы по-другому на них посмотрим, а молодых эти работы учат ценить жизнь и стремлению успевать в этой жизни сделать как можно больше».

Семен Белов. Редактор журнала «Юный художник»: «Она ушла на взлете, в расцвете сил и удивительно, сколько она сделала, такому таланту можно только поражаться – сколько она знала языков, работала на телевидении, сюжеты, спектакли. В нашем журнале была напечатана картина Игоря Обросова, написавшего Женин портрет – образ девушки с белой птицей – очень символичен, даже печаль о ее судьбе — светлая».

«В нее было легко влюбиться, с ней было легко дружить, в умении создать настроение ей не было равных», — вспоминают  Женины друзья. И сегодня она создает настроение своими работами на выставках в Музеях. Еще остались не открытыми после ее ухода тетради. И друзьям ее еще предстоит узнать многие грани ее таланта. И дело не в страницах, которые  возникнут в новых выставках. А в особенном даре талантливой двадцатилетней девочки дружить и впечатлять.

Александра Загряжская

Фотографии работ предоставлено PR-отделом ММСИ

Леонид Рабичев – фронтовик, поэт, прозаик, художник, книжный график

07.05.2010 от admin

Леонид Николаевич Рабичев- фронтовик, поэт, прозаик, художник, книжный график

Леонид Николаевич Рабичев- фронтовик, поэт, прозаик, художник, книжный график (Фото Ирины Разумовской)

Он родился в Москве в 1923 году, в 43–ем в обороне под Оршей был уверен, что погибнет молодым. Но судьба подарила ему долгую яркую жизнь в искусстве. Леонид Рабичев – поэт, прозаик, художник, книжный график, его имя входит во все известные известные каталоги современных мастеров. Одна из его работ опубликована и в престижном издании «500 шедевров российского искусства», включившем самые выдающиеся произведения от древней иконописи до наших дней.

Его художественное творчество хорошо известно не только профессионалам и любителям современного искусства, но и самой широкой публике. Вместе с женой, тоже художником Викторией Шумилиной Леонид Рабичев оформил сотни книг русской и зарубежной классики.

Судьба, одарив  его многими талантами, сделала еще один бесценный дар – особенный взгляд на жизнь и мудрость видеть счастье в творчестве и каждый день начинать жизнь сначала и в живописи и в поэзии.

«Дрогая Мама!—пишет в 41-ом из военного училища курсант Рабичев. Никак не могу привыкнуть к своему положению, главным образом, потому, что не умею ходить «в ногу» в строю». Он прошел войну, не раз проявляя истинный героизм, но его книга «Война все спишет» — о другом. Главы о войне в ней – это истории жизни каждый день, полной фронтовых трудностей, но вместе с тем и радостей, влюбленностей, вдохновения. О войне он без пафоса пишет парадоксальные вещи, говорит: «На фронте было легче, чем в тылу. У войны свои жестокие законы, но они понятны и очевидны. Война для тех, кто воевал, была опасной, страшной, могла быть гибельной, но там была ежедневная возможность выполнить долг. И это делало людей счастливыми. Когда мне дали десятидневный отпуск, я поразился тому, как печальны люди в тылу. На последний девятый, десятый день я жаждал уехать быстрее на фронт».

Он жил в эпоху великих надежд,  и великих разочарований. И творческая судьба Леонида Рабичева никогда не была легкой. Но как легко читаются его книги, в которых Рабичев увлекательно, искренне, свободно пишет о своей довоенной юности, о войне и о любви. Об оттепели. И об искусстве. Одна из глав этой книги называется «62 год. До и после». «Я оказался на сцене грандиозного театра абсурда», — вспоминает Леонид Николаевич выставку в Манеже, разделившую советских художников,  обозначив особенный лагерь неофициального искусства. Он до сих пор часто мысленно там — в 62-ом, размышляет, что бы мог сказать, что сделать, как защитить свой художественный мир, а тогда, признается, —  он ждал то ли изгнания, то ли ареста,  и потерявший иллюзии, переставший верить, долго не пишет ни стихов, ни картин – двадцать пять лет. Четверть века. Умение ходить «в ногу», в строю – это, возможно, еще и свойство характера.

Поэтом Леонид Рабичев был всегда. Стихи он пишет  с пятнадцати лет. А вот художником он стал спустя несколько лет после войны. Лиля Брик, с которой Рабичев был дружен с юности, ценившая высоко его поэтический дар, не одобрила наброски, присланные с фронта. «Никогда, никогда больше не рисуйте!» — в ответ написала она Леониду. Но художественная интуиция ее здесь подвела. В 58 году Леонид Николаевич попал в студию Элия Белютина. Педагога воспитавшего многих замечательных мастеров. В студии Белютина Рабичев и познакомился со своей будущей женой Викторией. В своей московской мастерской он с гордостью и в первую очередь показывает работы жены и сына, тоже известного художника Федора Рабичева.

Три тысячи рисунков, сделанных в разных городах России —  уникальная коллекция – история страны и жизни людей. Военных сюжетов Леонид  Рабичев почти не пишет, но и она не только в стихах и воспоминаниях, но и в каждой работе — и в идиллической картине о жизни и творчестве, и в натюрморте, и в каждом портрете современников, потому что в движении кисти   заключен весь опыт мастера, не только художественный, но и жизненный, его волнения, мечты, испытания. Особенно внимательный зритель может читать в работах художника, не только знаки его таланта, но и его судьбу. Леонид Николаевич  уверен, истинное искусство в том, что художник остается преданным самому себе и пишет без оглядки, искренне и свободно, то, что знает лучше всего – свой собственный мир, свои чувства, переживания и счастье.

Александра Загряжская

« Раньше

Рубрики

Страницы

Свежие записи

Архивы

Ссылки

Мета