О сайте

Эта площадка создана для рассказа о культурных событиях, на которых авторам удалось побывать лично, а также о событиях, побывать на которых еще предстоит.

ОБРАЗ МАДОННЫ В КАРТИНАХ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

22.12.2014 от admin

Елена Садыкова, кандидат искусствоведения, МГУ, эксперт.

Текст и фотографии Елены Садыковой

ОБРАЗ МАДОННЫ В КАРТИНАХ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ИЗ МУЗЕЕВ ИТАЛИИ. ВЫСТАВКА В ПУШКИНСКОМ МУЗЕЕ.

Познакомиться с шедеврами эпохи Возрождения можно на новой выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. На сегодня Пушкинский музей – единственный островок западноевропейской живописи в многоликой художественной Москве. Новые культурные институции, галереи и фонды, в основном освещают современное искусство. Однако и для Пушкинского, основанного профессором Московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым в просветительных целях, такие выставки редки.

Пушкинский музей обладает хорошей коллекцией ренессансной живописи, однако картин первых имен в ней мало. На выставку, посвященную образу Мадонны, из итальянских музеев приехали шедевры.

Культ Девы Марии занимает важное место в христианской религии. Изображения Мадонны с Младенцем наряду с образами Спасителя были самыми популярными сюжетами на протяжении долгого времени.

Выставка представляет всего четыре алтарных картин с образами Царицы Небесной. Авторы Пьеро делла Франческо и его современники, работавшие в Северной Италии: Козимо Тура, Карло Кривелли, Джованни Беллини. Авторы работали на Севере Италии, и картины представили североитальянские музеи. Галерея Академии в Венеции, Национальная галерея области Марке в Урбино, городская картинная галерея «Франческо Подести» в Анконе. Все алтари небольшого размера. В эпоху создания, в XV веке, алтари такого типа предназначались для домашнего интерьера. Подобные переносные алтари писались по заказу частных лиц, в отличие от монументальных образов, предназначенных для церковных братств.

Все выставленные картины созданы ближе к концу XV века. В это время в Италию наводнили эмигранты из Константинополя, павшего под ударами турок в 1453 году. Греческие мастера и византийские произведения искусства подспудно влияли на итальянских художников. Это взаимодействие культур двух ветвей христианства сказывалось и на алтарной живописи.

Знаменитая «Мадонна Сенигалья» (1491) Пьеро делла Франческо занимает центральное место в экспозиции, где каждой картине отведена отдельная стена. Дева Мария с Младенцем изображена в иконографическом изводе Одигитрия, или же Путеводительница, свойственном православной традиции.

«Мадонна с херувимами» (1490) кисти Джованни Беллини представляет поэтический образ Мадонны на фоне ренессансного пейзажа.

«Мадонна с Младенцем» Карло Кривелли привлекает внимание символическими предметами, изображенными с изрядной долей натурализма. Огурец по христианской традиции – символ Воскресения, яблоко отсылает к первородному греху, щегол, на грудке у которого красное письмо, означает Страсти Христовы.

Редкая иконография Мадонны со спящим Младенцем представлена на картине Козимо Туры «Мадонна зодиака» (1470). Богоматерь, пробуждающая Христа ото сна, символизирует Воскресение. На фоне тонкими золотыми линиями изображены знаки зодиака, очень популярные при дворе Феррары, где работал Тура.

Куратор выставки Виктория Эммануиловна Маркова – доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина и ведущий специалист по итальянской живописи в России.

Текст и фото: Елена Садыкова

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА, ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ, ВОЛХОНКА, 12

ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 19 ДЕКАБРЯ 2014 – 22 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА

Названы имена победителей XXV конкурса молодых исполнителей им.Глинки

21.12.2014 от admin

Названы имена победителей XXV конкурса вокалистов им.Глинки

18 декабря 2014 года в Москве завершился 25 юбилейный конкурс молодых вокалистов  им. Глинки.

19 декабря 2014 года были названы имена победителей.

Лауреаты I премии- Валентин Дытюк (Украина), тенор и  Юлия Яшкулова (Российская Федерация)

Лауреаты II премии  — Оюунцэцэг Хурэлбаатар (Монголия), Чулуунбаатар Бадрал (Монголия), Екатерина Корякина (Российская Федерация)

Лауреаты III премии — Антон Зараев (Российская Федерация), Александр Суханов (Российская Федерация), Венера Протасова (Российская Федерация)

Дипломант: Доржцэдэн Бат-Эрдэнэ (Монголия), Дмитрий Григорьев (Российская Федерация), Дамир Садуахасов (Республика Казахстан), Василиса Бержанская (Российская Федерация), Наталья Кучина (Российская Федерация), Анастасия Фёдорова (Российская Федерация)

Учреждены специальные призы:

Специальный приз «За лучшее исполнение произведений С. В. Рахманинова» — Чулуунбаатар Бадрал (Монголия)

Специальный приз «Лучшему тенору конкурса» от Фонда Ивана Семёновича КозловскогоВалентин Дытюк (Украина)

Специальный приз «За лучшее исполнение народной песни»Антон Зараев (Российская Федерация)

Специальный приз «За лучшее исполнение произведения, написанного после 1975 года»Термине Зарян (Республика Армения)

Специальный приз от издания «Музыкальный Журнал» Фонда Ирин Архиповой

Юлия Яшкулова (Российская Федерация)

Специальный приз от издания «Музыкальный Клондайк»Антон Зараев (Российская Федерация)

Специальный приз от Фонда культуры им. Ф. И. Шаляпина «Самому молодому перспективному басу» — Дмитрий Григорьев
 
Специальный приз зрительских симпатий по результатам интернет- голосования трансляции III тура (Заключительного концерта финалистов XXV Международного конкурса им. М.И. Глинки в эфире Радиостанции «Орфей»)  Валентин Дытюк
 
и совсем немного «недотянули» до присуждения Гран- При, которого за всю историю конкурса удостаивались всего несколько вокалистов и который не присуждался уже более 50 лет.
Среди лауреатов конкурса им. Глинки такие ныне известные  исполнители, как Елена Образцова, Алибек Днишев,  Дмитрий Хворостовский, Анна Нетребка и другие.

К юбилейному XXV конкурсу был издан красочный 170 страничный буклет с фотографиями, титульными листами, рассказывающий об истории конкурса, и, конечно, с программой конкурса, а также фотографиями, фамилиями и биографиями кокурсантов.

Из буклета, например, можно узнать много интересного, например,  3-м конкурсе вокалистов не был присужден ни один приз, в то время, как иногда, как в нынешнем году, лауреатов было сразу несколько.

Участники конкурса шли очень плотно, друг за другом, «дыша затылок», и жюри хотелось отметить как можно больше молодых вокалиством, ведь успех  окрыляет. Кому, как не членам жюри это знать, ведь многие из них когда -то сами были лауреатами конкурса им. Глинки ( Владимир Чернов, Герда-Мария Каукайте).Поэтому количествто призовых мест было увеличено, а премии поделены между участниками, что предусматривается Правилами конкурса.

На участие в конкурсе было подано более 200 заявок, несмотря на то, что конкурс из-за был объявлен позднои поначалу заявлений было мало. Основная масса заявок поступила последние дни, так что пришлось уплотнять расписание прослушиваний, а нагрузка на жюри сильно увеличилась.В день приходилось прослушивать более 50 вокалистов, при том, что программа  конкурса- очень широкая.

Разнообразие и сложность программы конкурса с восторженным и благодарным удивление отметил  всемирноизвестный оперный певец, директор театра — легендарный Отелло («Сельская честь»,»Паяцы»..), румынский тенор Корнелиу Мургу, сказав о том, что на конкурсе ему удалось послушать такое количество прекрасной музыки, которую он давно не слышал сразу.

«Для нас-то это не удивительно- русские оперные певцы всегда  прекрасно исполняли и классический оперный репертуар, и старинные романсы, и народные, и современные песни» — говорит народный артист, председатель жюри конкурса им. Глинки Владислав Пьявко.

В будущем году, Председатель жюри Владислав Пьявко планирует добавить в программу немецкую музыку, а Аркадий Володось  (член жюри, Франция)  предложил дополнить программу конкурса француской песней, пообещав обеспечить  нотами редко исполняемых  произведений и учредить специальный приз.

Результаты конкурса, большое количество желающих приять в нем участие, интерес к нему со стороны слушателей продемонстрировали его необходимость.

Учредители конкурса:  Министерство культуры Российской Федерации, Международный Союз Музыкальных деятелей, Фонд Ирины Архиповой, Московская государственная консерватория имени Чайковского, Академия хорового искусства имени Попова)

Текс и фото : Ирина Разумовская

 

 

 

 

Третий тур вокалистов конкурса им. Глинки состоялся в Большом Зале Консерватории

19.12.2014 от admin

 

III заключительный тур юбилейного XXV конкурса вокалистов им. Глинки состоялся в Москве в Большом зале Государственной Консерватории18 декабря 2014 в 19.00.

Председатель жюри, народный артист, профессор Владислав Пьявко представил членов жюри, очень коротко рассказав о наиболее ярких моментах, спектаклях, ариях их творческой биографии.Почти все российские члены жюри, как например, н.а. Владимир Чернов, Герде-Мария Каукайте, в разное время сами были победителями и лауреатами конкурса.

В  2014 году на Конкурс было подано более 200 заявок от молодых вокалистов, в финал вышли 14 участников.

Это вокалисты из России, Украины, Монголии, Казахстана.

III Тур  очень походил на великолепный концерт- исполнялись красивейшие классические партии, хорошо знакомые слушателям. Голоса молодых исполнителей покоряли:  участник под номером 67 — Валентин Дытюк, тенор из Украины снискал  бурные овации, исполнив речитатив и каватину Владимира Игоревича из оперы «Князь Игорь» Бородина и арию Каварадосси из оперы «Тоска» (Recondita armonia…») — концертмейстер Александр Анасенко. Зрители даже пытались вызвать конкурсанта  «на бис», что, конечно, недопустимо для конкурса, так что Председатель жюри, народный артист Владислав Пьявко вынужден был обратиться к залу с напоминанием, что это все же не концерт, а конкурс вокалистов. Впрочем, члены высокого жюри и сами иногда аплодировали вокалистам.

Дирижировал Феликс Коробов ( Россия), заслуженный артист, главный дирижер Московского академического музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко и главный дирижер камерного оркестра МГ Консерватории им. Чайковского, член жюри конкурса им. Глинки.

19 декабря 2014 года станут известны имена победителей и лауреатов Конкурса.

В 12.00 по м.в. 19 декабря 2014 в  Международном Союзе Музыкальных Деятелей и Фонде Ирины Архиповой (Москва, Брюсов пер., 2/14, стр.8) состоится награждение победителей.

Текст и фото :

Ирина Разумовская

 

 

 

 

XXV МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВОКАЛИСТОВ имени М. И. ГЛИНКИ 8 – 19 декабря 2014 года МОСКВА

17.12.2014 от admin

XXV

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС ВОКАЛИСТОВ

имени М. И. ГЛИНКИ

8 – 19 декабря 2014 года

МОСКВА

16 декабря объявлены результаты II тура прослушиваний юбилейного XXV Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки.

Всего на Конкурс было подано свыше 212 заявлений. Конкурсанты, представляющие 18 стран мира и почти все консерватории России, национальные консерватории в странах СНГ, академии музыки, университеты культуры, прошли регистрацию 8 и 9 декабря в старинном особняке в самом центре музыкальной Москвы – в Концертном зале Архиповского музыкального салона Международного Союза Музыкальных деятелей (МСМД), одного из учредителей и организатора Конкурса.

А 9 декабря в Центральном музее музыкальной культуры Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им. М. И. Глинки (ВОМК) состоялась церемония открытия Конкурса. Церемонию открыл Генеральный директор ВОМК Владимир Лисенко. Подчеркнув важность Конкурса для отечественной и мировой музыкальной культуры, он выразил уверенность в том, что нынешний Конкурс сохранит верность своим традициям и откроет музыкальному миру новые, выдающиеся вокальные таланты.

Перед конкурсантами и гостями церемонии выступили Председатель жюри Конкурса, Народный артист СССР, Лауреат Премии города Москвы, Президент МСМД и Фонда Ирины Архиповой, профессор Владислав Пьявко, декан вокального факультета Московской консерватории им. П. И. Чайковского, Народный артист России, лауреат Конкурса Глинки Пётр Скусниченко и Заслуженный артист России и Республики Абхазия, главный дирижёр, Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, художественный руководитель Камерного оркестра Московской консерватории Феликс Коробов.

Музыкальное приношение Конкурсу прозвучало в исполнении его лауреатов разных лет, среди них – солистка Большого театра России Мария Горелова, солистка Московского академического Музыкального театра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Лариса Андреева, солистка театра «Новая опера» Ольга Терентьева, солист оперного театра МГК им.П. И. Чайковского Алхас Ферзба и солист Камерного оперного театра Содружество «Гомер» Алексей Волжанин.

Завершая церемонию, Владислав Пьявко сказал: «Главное отличие конкурса имени Глинки – отсутствие предварительного отбора по записям. Запись может оказаться профанацией, поэтому жюри оценивает конкурсантов исключительно по «живому» исполнению на публичных прослушиваниях».

Прослушивание I и II туров XXV Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки

прошли  в Концертном зале Академии Хорового искусства имени В. С. Попова. График работы авторитетного жюри, в которое вошли известные деятели отечественного и мирового музыкального искусства – Аркадий Володось, Владимир Чернов, Ольга Кондина, Елена Зеленская, Пётр Скусниченко, Феликс Коробов, Елена Савельева, Грайр Ханеданьян, Гедра-Мария Каукайте, Олег Мельников, Пьетро Балло, Корнелиу Мургу, Марио Диас, весьма напряжённый и плотный: до 60 конкурсантов ежедневно представляли свои вокальные достижения. Среди конкурсантов юбилейного Конкурса Глинки – лауреаты различных вокальных конкурсов, международных и региональных, дипломанты Конкурса Глинки прошлых лет, уже обретшие сценическое мастерство артисты известных оперных сцен и начинающие певцы. Члены жюри признаются – решение будет принимать непросто: общий уровень конкурсантов очень высок.

Вечером 16 декабря после многочасового обсуждения жюри сформировало список участников Конкурса, прошедших на III тур. Узнать их имена можно на сайте Конкурса http://www.glinka-contest.ru/.

III тур конкурса – гала-концерт финалистовсостоится 18 декабря в 19.00 в Большом зале Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.

Объявление итогов и награждение лауреатов пройдёт в Международном Союзе Музыкальных деятелей 19 декабря в 12.00.

Оргкомитетом объявлены следующие премии:

Гран-при имени Ирины Архиповой 200 000 рублей и звание лауреата.

Две I премии 150 000 рублей каждая и звание лауреата.

Две II премии 120 000 рублей каждая и звание лауреата.

Две III премии 90 000 рублей каждая и звание лауреата.

Участнику финального тура, не получившему звание лауреата, присваивается звание дипломанта и вручается поощрительная премия в размере 45 000 рублей.

Специальные призы:

Специальный приз «Надежда» от Фонда Ирины Архиповой – самому молодому участнику конкурса, достигшему наивысшего достижения в конкурсе.

Специальный приз от Международного союза музыкальных деятелей за лучшее исполнение произведения М. И. Глинки.

Приз слушательских симпатий – по результатам интернет-голосования трансляции XXV Международного конкурса вокалистов имени М. И. Глинки в эфире радиостанции «Орфей».

Призы от информационных партнёров Конкурса – газеты «Музыкальный клондайк» и «Музыкального журнала» Фонда Ирины Архиповой.

Приз от Губернатора Тамбовской области Олега Ивановича Петина – «За лучшее исполнение народной песни».

Приз Музея-Усадьбы С. В. Рахманинова «Ивановка» — «За лучшее исполнение произведения С. В. Рахманинова».

Приз от «Фонда культуры имени Федора Ивановича Шаляпина».

Приз от «Радио РАМС» Всероссийского общества слепых

и другие.

Пресс-релиз предоставлен оргкомитетом Конкурса

Фото : Ирина Разумовская

1-DSC_0028 2-DSC_0037 3-DSC_0043 4-DSC_0053 5-DSC_0079 6-DSC_0081

Фестиваль «Мой свет – музыка»

11.12.2014 от admin

Городской фестиваль «Мой свет – музыка» для детей с ограниченными возможностями пройдёт в Москве с 9 по 13 декабря 2014 года. Учредители и организаторы фестиваля: Департамент культуры города Москвы, Управление культурной и молодежной политики ЦАО города Москвы, Управа района «Якиманка», ГБОУДОД г. Москвы «Детская музыкальная школа им. Р.М. Глиэра». Фестиваль «Мой свет – музыка» был организован с целью выявления талантов среди детей с ограниченными возможностями, создания условий их полноценного творческого развития и самореализации и вовлечения в единое культурное пространство.

История этого музыкального форума началась в 2008 году, когда детская музыкальная школа им. Глиэра получила грант Департамента культуры г. Москвы на проведение первого фестиваля для детей с ограниченными возможностями, и с тех пор фестиваль проходит каждые два года, в нём принимают участие дети из Москвы и Московской области. К участию в фестивале «Мой свет – музыка» приглашаются учащиеся музыкальных школ, специализированных интернатов, а также их выпускники. В этом году конкурсантами смогут стать также студенты средних и высших учебных заведений Москвы и Московской области, в том числе и специализированных. Фестиваль рассчитан как на сольных исполнителей – всех инструменталистов и вокалистов, так и на ансамбли в двух возрастных категориях: до 13 и до 18 лет включительно. В отдельных номинациях будут представлены студенты училищ и ВУЗов. Заключительный гала-концерт фестиваля состоится 13 декабря в концертном зале Центра Павла Слободкина.

В составе жюри конкурса: известный виолончелист народный артист России Михаил Уткин, советник по музыкально-эстетическому воспитанию Управления культурной и молодежной политики в ЦАО Наталия Розеншильд, заведующий отделом духовых и ударных в ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского заслуженный артист России Олег Танцов, Доцент ГКА им. Маймонида Юлия Монастрыршина, председатель экспертного совета фортепианных отделов Методического объединения музыкальных школ в ЦАО Нина Азоян, член экспертного совета струнных народных отделов Методического объединения музыкальных школ в ЦАО, почётный работник культуры г.Москвы Наталия Завгородняя

ДМШ им. Глиэра – одной из немногих московских школ, реализующих образовательные программы для слабовидящих детей, многие из которых впоследствии становятся профессиональными музыкантами и поступают в ведущие музыкальные училища и ВУЗы. Двое бывших выпускников стали профессиональными музыкантами: С. Санаторов окончил РАМ им. Гнесиных (вокал), лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, О. Запаренчук окончила Курское музыкальное училище (фортепиано). Другие выпускники школы являются студентами музыкальных колледжей и ВУЗов Москвы. Директор ДМШ им. Глиэра – Почётный работник культуры г. Москвы Алексеева Ольга Петровна.

Конкурсные прослушивания пройдут:

9 декабря 12.00-15.00 в ДМШ им. Мурадели

10 декабря 15.00-20.00 в школе-интернате №1 для слепых и слабовидящих детей

11 декабря 12.00-16.00 в ДМШ им Гершвина

Пресс- релиз  и фото : предоставлены PR- службой Фестиваля

РИСУНКИ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРОВ ИЗ АЛЬБЕРТИНЫ В МОСКВЕ.

11.12.2014 от admin

Елена Садыкова, кандидат искусствоведения

РИСУНКИ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРОВ ИЗ АЛЬБЕРТИНЫ В МОСКВЕ.

Уникальная ретроспектива французского рисунка из мировой

сокровищницы проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Мировая сокровищница графики выставила в Москве замечательные образцы рисунков старых французских мастеров. Расположенный в шикарном дворце Габсбургов музей Альбертина – это уникальное собрание графики от эпохи пламенеющей готики до наших дней, насчитывающее около одного миллиона единиц хранения. Построенная по хронологическому принципу выставка в Пушкинском музее демонстрирует эволюцию рисунка на примере произведений ведущих мастеров Франции. Ретроспектива охватывает несколько столетий: со второй половины XVI до середины XIX века. Представлены различные направления: ренессансный стиль, классицизм, барокко, рококо, романтизм и реализм. Посетители совершают увлекательное путешествие через века в таинственный и привлекательный мир рисунка. Особенность этой выставки в Пушкинском музее состоит в том, что некоторые рисунки включены постоянную экспозицию, позволяя сравнить графику и живопись одного мастера. Выставка представляет собой пример успешного международного проекта. С российской стороны ее курирует Виталий Александрович Мишин, а с австрийской – Кристина Экельхарт и Хайнц Видауэр.

Любители старины и ценители жанра карандашного портрета особое внимание обратят на «Портрет молодого человека с брыжами и в польской шапочке» (1574) Пьера Дюмустье Дяди. Французский карандашный портрет XVI века – уникальное явление в истории мирового искусства. Эта школа создана несколькими поколениями художников XVI столетия, среди них Жан Клуэ Старший и Франсуа Клуэ, Дюмустье. Представленный из этой плеяды на выставке Пьер Дюмустье создал около 65 портретов, был не только художником, но и дипломатом. Портретный стиль Дюмустье отличается психологической трактовкой, передачей характера и душевного состояния модели. Французский карандашный портрет XVI века – самостоятельный жанр, полно выразивший идею ренессансного стиля. Портреты такого рода рассматривались в качестве самостоятельных произведений, а не подготовительных эскизов. Мастера пользовались цветными карандашами для достижения эффекта реалистичности образа. Другой феномен французского Возрождения – школа Фонтенбло на выставке представлена работами Мастера Флоры, Антуана Карона, Жана Кузена Младшего. В этих рисунках видна связь с искусством итальянского Возрождения. Именно итальянцы, Россо Фьорентино, Франческо Приматиччо и Николло дель Аббате, работавшие в замке Фонтенбло при Франциске I и Генрихе II, создали то искусство, которое получило название «первой школы Фонтенбло». Тенденции маньеризма были подхвачены французскими мастерами «второй школы Фонтенбло».

Эпоха классицизма, когда Франция была законодательницей в мировой политике и в искусстве, представлена плеядой блестящих рисовальщиков и живописцев. Пейзажные зарисовки окрестностей Рима великих мастеров классического пейзажа Никола Пуссена и Клода Лоррена представляют собой истинные шедевры. Эскизный характер работ обусловлен их подготовительным назначением. Так, Клод Лоррен именно на основе графических зарисовок создавал знаменитые идиллические пейзажи маслом. Листы Гаспара Дюге, ученика Никола Пуссена, перекликаются с работами мастеров, на которых этот выдающийся живописец и график оказал воздействие: Франсуа Перрье, Жака Стелла, Шарля Эррара, Филиппа де Шампеня, Себастьяна Бурдона. Блистательный современник Никола Пуссена, придворный портретист Людовика XIII Симон Вуэ также представлен на выставке не только собственными произведениями, но и работами учеников: Эсташа Лесюера, Пьера Миньяра, Шарля Лебрена. Апогей развития классицистического стиля виден в рисунках «французского Рафаэля» Лесюэра.

Наиболее полно в собрании Альбертина представлен французский XVIII век, насчитывающий не менее 1000 листов. Изобразительное искусство Франции этой эпохи хорошо знакомо российскому зрителю, оно достаточно полно представлено в собраниях ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа, впрочем, как и XVII век. Рисунки законодателя куртуазных сцен Франсуа Буше, написанные сангиной прелестные головки Жана-Батиста Грёза, виртуозные рисунки кистью с размывкой Жана-Оноре Фрагонара раскрывают с новой стороны художников, в большей мере известных живописными произведениями. Сангины и акварели «мастера величественных руин» Гюбера Робера украшают выставку, равно как и произведения неоклассициста Жака-Луи Давида.

Из рисунков, относящихся к XIX веку, внимание обращают два карандашных портрета Жана-Огюста-Доминика Энгра – мастера, оказавшего колоссальное воздействие на искусство ХХ века, на Пабло Пикассо и многих других выдающихся живописцев современности. Идеолог романтического стиля Эжен Делакруа представлен иллюстрацией к пьесе Шекспира «Гамлет» и пейзажной акварелью. Основатель Барбизонской школы живописи Камиль Коро – двумя рисунками раннего и позднего периодов творчества. Реалистический стиль проиллюстрирован рисунками Франсуа Милле. Удивительное путешествие в мир рисунка, портрета и пейзажа, путешествие по стилям и эпохам в рамках одной страны – Франции. Редкая возможность ознакомиться с одной из лучших мировых коллекций графики. Выставка французского рисунка в рамках перекрестного года культуры Австрии в России отличается прекрасно выстроенной выставочной концепцией, органично включенной в основную экспозицию музея.

Елена Садыкова,  кандидат искусствоведения

КУРАТОРЫ О ВЫСТАВКЕ:

Виталий Мишин, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина куратор выставки, об истории музея Альбертина: Музей Альбертина обладает одной из крупнейших коллекций графики в мире, насчитывающей более миллиона рисунков и эстампов. Выдающиеся творения первых мастеров важнейших эпох и художественных направлений создают Альбертине репутацию неповторимого, единственного в своем роде собрания. Основатель Альбертины, герцог Альберт Саксен-Тешенский (1738–1822), способствовал ее славе больше, чем кто бы то ни было. Собрание Альбертины нельзя считать завершенным: так, в 2007 году в нее поступили картины мастеров классического модернизма из собрания Риты и Герберта Батлинер, существенно изменившие привычный образ этого музея; каждый год в графический, архитектурный и фотографический разделы коллекции добавляются новые и важные поступления. Но все же самое знаменитое ядро собрания Альбертины – это рисунки старых мастеров, восходящие к собирательской деятельности герцога Альберта Саксен-Тешенского.

Кристина Экельхарт, cотрудник музея Альбертина о французском рисунке в собрании Альбертины: С момента своего основания собрание Альбертины задумывалось таким образом, чтобы объединить графические произведения – рисунки и печатную графику – всех времен, школ и мастеров, а также всевозможных техник в систематическую и полную коллекцию. Эта цель, в общем, была достигнута в количественном и, безусловно, в качественном отношении для итальянской, немецкой и нидерландской школ, в то время как для французской школы она была реализована с такой полнотой и на таком исключительно высоком уровне еще при герцоге Альберте Саксен-Тешенском, но только для периода до 1800 года. За то, что сегодня французская коллекция XIX и начала XX века в целом дает относительно полное представление об этом столетии – хотя и не в той же степени, как более старые фонды, мы должны благодарить директоров Альбертины, таких как Джозеф Медер, Альфред Штикс и Отто Бенеш. Им удалось приобрести для каждого из виднейших художников эпохи, по крайней мере, одно, а иногда несколько произведений.

Даты выставки: 17 ноября 2014 года – 15 февраля 2015 года.

Место проведения: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Волхонка, 12.

«Боголюбов наших дней» «Зачарованный странник» Стас Бородин

09.12.2014 от admin

автор : Елена Садыкова, кандидат искусстведения

фото автора

«Боголюбов наших дней»  «Зачарованный странник» Стас Бородин

Как добиться признания в России и за рубежом? Стать популярным среди коллекционеров? Достичь того, чтобы проза жизни отступила на задний план, а творчество правило балом? Как завоевать любовь, успех и признание публики? На эти и многие другие вопросы, не дающие покоя молодым дарованиям, дает ответы биография Стаса Бородина. Живописец, свободно перемещающийся по свету, от Германии и Франции до США и Кубы. Экспонент престижных галерей и художественных форумов в Европе и США. Трижды золотой медалист Салонов Европейской академии искусств, член Союза художников Германии и России.

Сердечный друг английских аристократов и российских академиков, неустанный путник, завсегдатай творческих поездок. Продюсер молодых творческих дарований, организатор пленэров, групповых выставок в России и в Европе. Мощь творческой фигуры Стаса Бородина сродни титанам Возрождения. Сегодня он в Москве, а недавно его можно было видеть в Салехарде в составе пленэрной группы профессиональных художников, приглашенных со всей России. Уже совсем скоро предстоит новый творческий тур – поездка в Европу. Его малая родина – Котлас, северный город неописуемой красоты. Его юность прошла в Москве. Здесь он обрел Учителя в живописном мастерстве – Владимира Вейсберга, определившего его дальнейшую творческую жизнь. Город, в котором он живет с молодости, – Санкт-Петербург. По словам Стаса Бородина, не мыслящего своей жизни без классической музыки, после службы в армии он остался здесь из-за Филармонии, куда можно было ходить слушать концерты. Его родина в глобальном смысле – весь мир. Сегодня он ночует в роскошном феодальном замке, в спальне с подлинниками Гейнсборо и Тёнерса, а завтра бодро колесит по пыльным дорогам. Путешествия – образ жизни и часть творческого метода Стаса Бородина. Везде, где он бывает, художник окружен друзьями, веселой компанией и новыми почитателями творчества. Дискуссии, байки, рассказы о неординарных личностях, поездках и картинах. Хороший рассказчик, Бородин щедро делится с окружающими впечатлениями, знаниями, опытом. Где бы он ни оказался, всегда найдет сюжет для своих картин. Ведь главный герой произведений Стаса Бородина – Природа. А она везде прекрасна.

Основной творческий принцип Стаса Бородина – писать с натуры. Картины дышащие, свободные, легкие. В них полет души и кисти художника. Бородин – носитель традиции пленэрной живописи. Редкой традиции, почти ушедшей в наши дни. Картины Бородина сродни пейзажам «моряка-художника» Алексея Петровича Боголюбова. Главная его любовь в живописи – это Поль Сезанн и Камиль Коро. Секрет успеха Бородина в том, что он всегда шел своим путем. И в жизни, и в искусстве. Проведя долгие годы без признания, лишенный права выставляться, занимаясь пленэрной живописью наперекор советской власти, в итоге он получил все. И выставочные залы, и музейные площадки, и счастливые глаза зрителей, смотрящих на его картины во всех уголках земного шара. О принципах пленэрной живописи «Боголюбова наших дней» рассказывает заведующая Музея-усадьбы Ильи Ефимовича Репина «Пенаты» Татьяна Петровна Бородина: «Цельность пленэрного ощущения среды. Валёрное видение (тонкости свето-цветовых отношений, передающие ощущение воздуха и пространства). Мягкие тональные переходы. Все построено на нюансах – и колорит, и настроение. Временное – как вечность. Пожалуй, так кратко можно выразить первые впечатления от картин художника. Деликатно сдержанные, неяркие, но очень светлые, они обладают магической притягательностью. Настраивают на созерцательность. В суете войти в мир этого художника почти невозможно. Но если у вас есть время, то вы увидите красоту и величие природы, тихую жизнь предметов, одухотворенность и внутреннюю сосредоточенность моделей».

Импрессионистичный мазок, четкая композиция, «сезаннистская» структура. Герои бородинских картин – моря и корабли, волна и песок, белые облака и морской бриз, порывы ветра и барашки на волнах, тихие уютные бухты и заливы, фруктовые сады и стройные сосны. Городские улочки со старинными домами, соборы и ратуши. Как никто другой, Стас Бородин способен передать ощущение «старой доброй Европы». Древнерусские соборы, трогательные избушки северных деревень – запорошенные снегом, приосанившиеся под лучами восходящего солнца. Русь в картинах Бородина – живая, любящая и любимая. «Санта Мария» Христофора Колумба и Бородинское поле. Великий Устюг, Старая Ладога, Котлас и просторы Оби. Гавана, Хибакоа, Галвестон и Санта-Моника. Творческая Родина Бородина – весь мир, душа художника принадлежит России.

Неисправимый романтик, человек полета, бескорыстный добряк. О таких, как он, пели барды, Визбор и Окуджава. Его мироощущение сродни средневековым менестрелям. О нем впору писать Жизнеописание в духе Вазари. Недавно в Москве состоялась персональная выставка Стаса Бородина в музее «Дом Бурганова». Выставка экспонировалась в галерее «Малый Лувр», отличающейся необычным пирамидальным построением с застекленной крышей. Пейзажные виды Нормандии, Бамберга, Котласа и Вирджинии, Кубы и Портланда, портреты и натюрморты Бородина получили высокую оценку академика РАХ Александра Николаевича Бурганова: «Стас Бородин удивительная личность. Художник-путешественник, «зачарованный странник», пресуществляющий красоту окружающего мира на свои удивительные полотна. Он только что вернулся из плавания на малой яхте по Атлантическому океану и даже там, стоя на палубе, неизменно писал морские мотивы. Мир огромен, а искусство вечно!».

Москва ждет новых выставок Стаса Бородина – яркого романтика, неповторимого мастера пленэра.

Елена Садыкова

кандидат искусствоведения

Фото автора

1-01 Стас Бородин. На фоне своих картин в Доме Бурганова 2-02 Татьяна Бородина - заведующая Пенатов Репина. На выставке в Доме Бурганова 3-03 Гости вернисажа выставки живописи Стаса Бородина в Доме Бурганова 4-04 Этрета. Нормандия. 2012. и Лазурный берег. Франция. 2011. Картины Стаса Бородина. 5-05 Стас Бородин. Лос-Анжелес. Порт. 2011. 6-06 Художник Стас Бородин и искусствоведы  Елена Садыкова и Павел Павлинова 7-08 Стас Бородин и Павел Павлинов 8-07 Натюрморт Стаса Бородина

«Curriculum Vitae» (Ход Жизни) живопись Дарьи Багринцевой

01.12.2014 от admin

Всего 4 дня — с 26 по 29 ноября 2014 года в левом крыле старинного здания  одного из самых красивых московских вокзалов — Рижского ( арх. Бржозовский) проходила выставка молодой, но уже достаточно известной у нас в стране  и за рубежом художницы,находящейся в списке  50 восходящих художников мира, Дарьи Багринцевой.

Экспозиция носит название  «Curriculum Vitae» (Ход Жизни).

Художник начинает рассказ о  «Curriculum Vitae» с самого начала, с детства- с игрушек, замечательных, любимых нами, плюшевых мишек, зайцев и собачек: у каждого есть такой талисман, которого  мы помним по имени.

Картины «Мы вместе», «Малиновый», «Малыш», «Подглядка» отсылают нас в наше детство.Они написаны Дарьей яркими, теплыми  красками и великолепно передают ту уютную атмосферу, когда у нас было все то, что нам нужно — любовь близких, любимые игрушки.

Поэтому вернисаж, особенно вначале, носил ностальгический оттенок: посетители фотографировались с  любимыми  с детства Зайцами и Чебурашками, удивительными образом становясь на мгновение похожими на своих кумиров.

Но мы растем, взрослеем, всего этого становится мало, мы  играем в другие, взрослые игры, усваиваем иные ценности.

И часто эти ценности — разрушительные: их художник изобразила  с помощью современных аллегорий:  гнева-  в виде кастета, тщеславия — в виде четверки самых популярных социальных сетей, чревоугодия — в виде сочного гамбургера…

Все эти мнимые «взрослые» ценности, привычки, пороки и страсти, ставшие для многих тоже игрушками, только из взрослой жизни. окружают нас, обступают со всех сторон, что наглядно и буквально, расположив полотна по кругу, показала Дарья Багринцева.

Однако во главе экспозиции, чуть правее, расположено полотно с прописанными семью добродетелями, следую которым можно выбраться из этого, кажется, замкнутым круга или золотой клетки.

Изображение, экспонирующейся рядом с  перечисленными добродетелями, мастерски, почти реалистично выписанной художницей «Золотой стрекозы»  с прозрачными крыльями, олицетворяет бессмертие, возрождение, ибо стрекоза, как и бабочка,  также является символом спасения души, сделавшей такой выбор- от темноты порока к свету.

Картина «Свет», написанная художницей в импрессионистическом  стиле, изображающая, как потоки солнечного света, трансформируясь, создают картину мира, чудесного мира, открывает спасительные перспективы и становится кульминацией всей экспозиции. Очень многих заворожило эта огромное, монументальное полотно, зрители подолгу задерживались перед картиной, внимательно вглядываясь в нее.

Выставка несомненно удалась, остается только сожалеть, что продлилась она так недолго и ожидать новых проектов этой  сильной, яркой, экспрессивной и завораживающей зрителя своими идеями и их оригинальным воплощением, художницы Дарьей Багринцевой, выпускницей МГХПА им. Строганова.

Дарья Багринцева награждена почетным дипломом Российско — Итальянской Академии Феррони за вклад в Мировое искусство, является лауреатом III конкурса «Москва — город Мира». Одна из совсем недавних наград  2014 года — Приз Сандро Ботичелли (Sandro Botticelli Prize) за художественные заслуги, Музей «Дом Данте Алигьери», Флоренция, Италия.

Текст и фото :

Ирина Разумовская

сайт www.fulljazz.ru — информационный спонсор проекта «Curriculum Vitae» (Ход Жизни) живопись Дарьи Багринцевой

 

 

 

 

Рубрики

Страницы

Свежие записи

Архивы

ПАРТНЕРЫ

Мета