О сайте

Эта площадка создана для рассказа о культурных событиях, на которых авторам удалось побывать лично, а также о событиях, побывать на которых еще предстоит.

«Мгновения…о чем рассказывают портреты и натюрморты» живопись Ольги Демидовой в галерее Эрарта

30.01.2015 от admin

В музее и галерее современного искусства «Эрарта» ( г. Санкт-Петербург) с 14 по 26 января 2015 года прошла выставка живописи московской художницы Ольги Демидовой.

Это уже вторая выставка Ольги Демидовой на  берегах Невы за последние полгода.

Выставка называется «Мгновения…о чем рассказывают портреты и натюрморты».

Портреты и натюрморты излюбленная тема Ольги Демидовой. Портрет является свидетелем времени по мнению Ольги. В жанре портрета, как ни в каком другом раскрывается и сам художник, его отношение к портретируемому и к миру в целом, поэтому Ольга Демидова не любит писать незнакомых моделей, а предпочитает создавать портреты друзей и людей, которых хорошо знает. Оттого так хорошо удаются ей портреты учителя- А.Зарипова : «Учитель», «В мастерской А.Зарипова», «А.Зарипов» — эти портреты вошли в проект А.Зарипова «В кругу друзей» и путешествовали с ним по городам России.  Впрочем, узнавание изображаемого может происходить и в процессе  работы, но автору необходимо настроиться на волну, поймать амплитуду…

Предметы в натюрмортах художницы-это как правило предметы из мастерской ее учителя, Засл. художника РФ и почетного академика РАХ Аннамухамеда Зарипова, в частной студии которого Ольга занималась более  10 лет.

Кто знаком с А. Зариповым, понимает, что предметы эти непростые-это кувшины, вазы и статуэтки из древнего города Мерва,где он вырос, и  которые с детства собирал.Эти  свидетели старины глубокой, найденные на пересечении торговых путей,несут особую ауру и знойный воздух,  которые придают натюрмортам Ольги Демидовой налет волшебного очарования, и становятся теми самыми остановленными «Мгновениями…..» наряду с портретами, о которых Ольга говорит, что так любит писать именно знакомых людей еще и потому, что может видеть потом, как они меняются, сравнивая и фиксируя внутренние изменения.

 Александр Якимович, доктор искусствоведения, действительный член РАХ говорит  в  предисловии к каталогу ARS LONGA,

 «…Рассматриваем картины О. Демидовой и уходим в состояние удовлетворенности….»

Именно, удовлетворенности, ибо, твердая, сильная и смелая кисть художницы, сочная, яркая живопись, реалистичность изображаемого вкупе с нотками экспрессии в некоторых сериях ее работ составляют самые яркие и позитивные впечатления от живописи, ее оптимистичный взгляд на окружающую действительность заряжает энергией и жаждой деятельности, и сама художница очень много успевает в жизни: она кандидат наук, имеет два высших образования, успешную профессиональную карьеру в области финансов.

Ольга участвует в ежегодных выставках ТСХ России, с 2007 года входит в его состав. Начиная с 10 февраля 2015 года можно будет увидеть работы Ольги Демидовой на выставке в Гостином Дворе.

В Москве состоялось несколько ее персональных выставок, в том числе в 2012 году в Центральном доме художника на Крымском валу, в 2013 году — в арт-галерее «Дрезден» ( Гостиный двор, Ильинка, Москва),  и в 2014 году — в галерее «D.E.V.E.» ( ул.Болотная,9, г.Москва)

В сентябре 2014 года в Санкт-Петербурге прошла совместная выставка Ольги с «особым» художником-колясочником Александром Сванидзе. Выставка состоялась в стенах Александро-Невской лавры в рамках благотворительной акции «Искусство объединяет сердца».

Аннамухамед Зарипов,заслуженный художник России, почетный академик РАХ:

Ольга Демидова свободно владеет всеми навыками школы живописи, в частности «бубновалетовцев»: у нее великолепное цветовидение, она пишет не свето-тенью, а цветом, всегда с натуры, оперируя цветом, как носителем формы, обобщает образы..»

 Павел Маркайтис, Руководитель Выставочной деятельности музея и галереи современного искусства «Эрарта»  (Санкт-Петербург) определяют стиль живописи Ольги Демидовой, как стихийный экспрессионизм,отчасти сродни тому, который движет художниками, работающими в жанре наивной живописи.

Есть еще один момент, который роднит живопись Ольги Демидовой с представителями направления жанра наивной живописи-это позитивный взгляд на вещи, оптимистичное восприятие окружающего, которое в первую очередь выражается в насыщенных, ярких красках , которые она использует.

В то же время, некоторые натюрморты Ольги Демидовой  перекликаются с работами Джорджо Моранди, в частности это заметно в серии под названием «Натюрморт метафизический»: лаконичным сюжетом натюрмортов-кофейники, бутылки,  сдержанной и мягкой цветовой палитрой в этом случае они близки живописи этого намеренно спокойного итальянского живописца. Здесь нет и следа экспрессии, колористически работы стремятся к монохромности, сдержанные, лаконичные, строго решенные композиционно.

В «Метафизическом натюрморте» у автора отлично получается обобщать и стилизовать предметы.От изображения веет спокойствием, кажется тут художница нашла иную формулу своей живописи.

Ирина Разумовская

 Фоторепортаж: Ирина Разумовская

Воображаемая реальность Зорикто Доржиева. Третьяковская галерея, Крымский вал, с 28.01.2015 по 1 марта 2015

29.01.2015 от admin

«Воображаемая реальность» Зорикто Доржиева Третьяковская галерея, Крымский вал, 10, зал 80 и 82 ( Москва). С 28 января 2015  по 01 марта 2015.

В Третьяковской галерее на Крымском валу, 10 (Москва) открылась выставка  бурятского художника Зорикто Доржиева.

Для  художника любого возраста и статуса ( а Зорикто родился в 1976 году, закончил  в Улан-Уде училище культуры и искусств,затем — с отличием -отделение живописи Красноярского художественного училища, впоследствии стажировался в творческих мастерских РАХ в Москве) персональная выставка в Третьяковской галерее-это всегда грандиозное событие, несмотря на то, что персональные выставки Зорикто  уже лет десять проходят по всему миру — от Европы до Америки.

Впитав русскую академическую художественную школу, обогатив свой художественный вкус знаниями о современном европейском искусстве, не забывая этнических корней, но и не следуя им буквально, Зорикто свободно оперирует творческим арсеналом,  смело обращаясь ко всем известным  художественным произведениям, как в живописи, так и в литературе  или музыке»И дольше века длится день…», «Полет шмеля») , играя и»наводя» аллюзии, то на  названия всем известных произведений  ( «А ты ревнуешь?» , «Девочка с персиками», «Дозор», «Джоконда-хатун», «Девушка с коралловой сережкой»…,  то на знаменитые сюжеты, оставаясь при этом всегда совершенно самобытным и самостоятельным художником («Сомнение», «Художник», «Премьера», «Подарок»,»Сокровища» , «Теплый день», , «Улыбка», «Премьера», «Погружение», «Гравитация»,»Фауна», «Флора», «Куча-мала», «Скачки», «Соколиная охота», «Почтальон» и другие…).

Жанр в котором работает художник отчасти отражает название выставки :»Воображаемый реализм».

Это современный реализм, магический, волшебный, сказочный, это уже сюрреализм магриттовского толка,  с его»Потерянным жокеем» среди деревьев в бельгийском лесу,  в то время, как наездники Зорикто затерялись в очень похожем, но совсем другом лесу, на краю Ойкумены…

Тот же Рене Магритт сказал, что единственное, что нужно делать с картинами-это рассматривать их.

Рассматривать картины Зорикто можно  и хочется очень долго, удивляясь и наслаждаясь и красотой, и необычным видом героев, их костюмов, сюжетов, стремясь разгадать их загадку, вообразить себе их истории. А это еще один несомненый признак удачного произведения.

Зоритко Доржиев иллюстрировал книги, создает костюмы к фильмам ( «Монгол» С. Бордова, «Небесные жены луговых мари»),  на выставке представлены его скульптурные ( бронза) и графические работы. Зорикто увлечен ( мечтал стать музыкантом)  игрой на гитаре, хотя и говорит, что рисует значительно лучше, чем музицирует..), занимается видео-артом.

На вернисаже состоялся показ моделей одежды, которую создал художник, небольшой концерт, в котором приняла участие  исполнительница бурятской народной музыки Бадма-Ханда Аюшеева и музыкант и исполнитель национальных бурятских и современных  песен Альберт Кувезин ( группа Ятхе), в котором принял участие и Зорикто Доржиев, сыграв на гитаре несколько композиций группа «Кино».

В Третьяковской галерее экспонируется  около 80 работ Зорикто Доржиева ( живопись, графика, скульптура).

Работы художника встречают зрителей уже на улице, перед входом в Третьяковскую галерею — там установлены ледяные скульптуры Зорикто,  а на первом этаже — гигантская надувная скульптура, которая подсвечивается с наступлением темноты.

Выставка продлится до 1 марта 2015 года.

Куратор выставки Н.Г. Дивова

Участники: галерея Ханхалаев, частное собрание

К выставке выпушен каталог, вступительную статью к которому написал искусствовед, гл. редактор журнала по искусству «Собранiе» Александр Якимович.

Текст и фото : Ирина Разумовская

 

 

 

 

 

 

 

Виктор Дынников. Выставка к 75 летию художника.

16.01.2015 от admin

Виктор Дынников. Выставка к 75 летию художника состоялась  в ЦДХ   (24 декабря 2014 по  11 января 2015), Москва, Крымский вал, 10.

На выставке было представлено более 100 работ: масляная живопись, пастели, гуаши. Представляли творчество Виктора Дынникова три московские галереи: ARS LONGA, ART RA, EXPO-88.

Виктор Дынников родился в 25 октября 1939 года в г. Уральске. Реализовал желание получить хорошее классическое художественное образование блестяще отучившись в Ленинградской ХудожественнойАкадемии им. Репина. Студента Виктора Дыникова помнят там до сих пор.

Елена Яковлева (галерея «Экспо-88») рассказывает: «Мы разговарили с ректором Академии,  когда в кабинет вошел старейший ее преподаватель, и,  увидев каталог  работ художника, сказал, что отлично помнит талантливого студента Витю Дынникова… » .Вопрос о выставке был решен положительно…. В 2015 году  жители Санкт- Петербурга и гости северной столицы также смогут увидеть работы художника.

А тогда, в 1970 -м после окончания Академии, Виктор Дынников уехал жить и работать во Владимир. Город, где в то время сформировалась своя особенная, очень узнаваемая школа живописи. Однако, Дынников не примкнул к ней, он создал свой собственный стиль, замешанный на знании и любви к европейской школе живописи и русском академизме. Здесь он стал тем Виктором Дынниковым, которым его потом узнали. Узнали хрестоматийно поздно. Признание пришло к художнику, когда  его не стало. При жизни у Виктора Дынникова была только одна персональная выставка во Владимире. Да и та закрылась, не успев открыться за отсутствием ….»положительного героя».

Искусствоведы отмечают особенный «космический синий цвет» Виктора Дынникова, невероятный сиреневый, неповторимый красный.

Однако, ни зеленое небо, ни розовая земля в работах художника ни у кого не вызывает удивления, как-то не думаешь о том, а почему небо не голубое, а земля  и трава -розовые…Все естественно, все так и должно быть…

Непритязательные по сюжету пейзажи с видами на гаражи и старые дома невероятно красивы. Очертания предметов натюрмортов, если присмотреться, начинают составлять очертания пейзажей.

Особая тема- автопортреты и портреты  в творчестве художника. Изображая конкретных людей, автор обобщал образ, делая его невероятно глубоким…Ну, а на автортретах художник — и Гамлет, и Байрон…

Есть еще интересная особенность у работ Виктора Дынникова. Иногда художник писал на обороте картины, на незагрунтованном холсте. И часто эти работы более экспрессивные, смелые, чем «лицевые». Когда-то просто не было  чистого холста под рукой, а иногда это был способ немного обмануть себя, ведь, известно,что в эскизе художник бывает решительнее, смелее. Оттого гуаши и пастели Виктора Дынникова  такие свободные, смелые — этот материал не так довлеет над художником, нет той пугающей ответствености  перед чистым холстом, которая останавливает  и самых больших мастеров.Таких работ у Виктора Дынникова довольно много и ценны они часто именно своей «оборотной» стороной.

Нравится, задерживает взгляд, заставляет рассмаривать картину и додумывать что-то про ее героев не красивость, а , иногда, напротив, совсем неприкрашенная необычность образа, тревожные, хотя, на первый взгляд и яркие, и сочные  краски …Притягивает не то, что красиво, а то, что необычно. Изображения незнакомых нам людей на портретах иногда даже и не являются портретами в прямом  смысле- художник додумывает образ, лепит его, как- будто пишет сценарий жизни своего героя. Виктор Дынников  и в самом деле писал — и стихи, и прозу, вел дневники, записки, фиксировал свои размышления о живописи, о Художнике.Его наследие оказалось велико: и живописные полотна, и пастели и гуаши, и стихи и проза. Работы Виктора Дынникова, появившись к сожалению уже после ухода художника  на арт рынке лет 7 назад (выставки в Манеже и др. ) сразу стали занимать достойнейшие места в частных  коллекциях. Однако, эта экспозиция в Центральном Доме Художника — первая большая персональная выставка его работ.

Весной или осенью  2015 года в его альма- матер — Академии им. Репина в Санкт- Петербурге состоится  еще одна персональная выставка живописи Виктора Дынникова.

Текст и фотографии Ирина Разумовская

 

 

 

Андрей Авдеев. Эмальер и экстремал.

03.01.2015 от admin

Андрей Авдеев. Эмальер и экстремал.
Опубликовано в журнале » Собрание» ( иллюстрированный журнал по искусству) N 4 (43) за декабрь  2014г.

автор: Ирина Разумовская

Андрей Авдеев начинал учиться живописи еще в детстве, когда жил в Москве.
Затем его родители уехали работать на Дальний Восток, поэтому школу Андрей заканчивал в небольшом городе близ Хабаровска. Суровая, но красивая природа края, где прошла юность Андрея оставила свой след в его творчестве, а может и повлияла на выбор им направления в искусстве: принято сравнивать горячую эмаль, в которой работает Андрей, с застывшим солнцем. А Хабаровский край, где прошла юность Андрея, получает в подарок от природы до 300 солнечных дней в году. Ну как тут не поддаться соблазну перенести это бесконечное солнце в свои работы!?

По той или иной причине Андрей и выбрал в конце-концов горячую эмаль, перепробовав разнообразные техники и поучившись не в одном высшем художественном учебном заведении, в том числе театральном. Окончил Андрей графический факультет Хабаровского художественного института.
Однако графика, как и живопись, привлекали Андрея меньше, чем декоративно- прикладные виды искусства, то есть, возможность сделать что-то своими руками: Андрей занимался и витражами, и мозаикой, и керамикой…
«В керамике не нравилось то, что это процесс этот довольно долгий» — делится художник.
Андрей с юности увлекся модными ныне экстремальными, скоростными видами спорта; риск, непредсказуемость, необходимость подключать интуицию — все это есть и в эмальером деле, и даже составляет его основу, как, впрочем, и опыт, который необходим и для дайвинга, и в гонках на скоростных автомобилях, которыми Андрей тоже занимался. Он ценит удачю, риск и напор.

Эмальеры знают, что достаточно одного лишнего температурного градуса в печи и работа сгорает, остается лишь больше ни для чего не пригодная пластина с почерневшими от жара поверхностью.

Так же с ночными погружениями в черную пучину моря на глубину 30 метров без страховки(!), и с прыжками с парашютом с вершины горы, и с классическим автомобильным ралли. Одна неточность и никто не сможет тебе помочь. И если, с экстримом в спорте Андрей с годами более-менее простился, то в эмали без риска не обойтись- это необходимое условие данного вида творчества.
Живописное полотно можно переписать, графическую и даже акварельную работу можно исправить, а испорченную, пережженную эмаль ни исправить, ни переделать.

Но такой риск, видимо, только подхлестывает эмальера. Дает ему творческую энергию, будоражит кровь, бодрит дух и заставляет концентрироваться на работе.

Родители Андрея — ученые- этологи, краеведы, специалисты по Дальнему Востоку и Сахалину.
Поэтому Андрей хорошо знает свое происхождение: предки его из Новгорода, а по другой линии- это казаки, которые смешались с дальневосточными народами.
И те и другие (казаки и новгородцы), как хорошо известно, люди вольные, самостоятельные и рукастые (может, интерес к декоративно-прикладному искусству у Андрея отсюда- сделать что-то своими руками),отчаянные, рисковые и властями уважаемые.
Все эти качества сполна воплотились в личности Андрея Авдеева.Он член комиссий Московского Союза Художников, причем на общественных началах, то есть человек уважаемый, но в тоже время- ”вольный казак».

Андрей Авдеев с юности много путешествовал: Сахалин, Камчатка, Охотское море, Японское море. Это принесло свои плоды.
«Если бы я сидел в серой Москве, я не смог бы сделать ничего стоящего»- считает Андрей.
«Я много где бывал, много чего видел, везде на кого-то охотился, что-то ловил, пробовал на вкус» — рассказывает эмальер.

Все это нашло отражение в его творчестве: и диковинные рыбы, и жирафы, и слоны и атланты в масках шри-ланкийских шаманов: абстрактные, экспрессивные, сюрреалистические и реалистические- стилизованные воспоминания о городах и странах, в которых побывал, и в которых предстоит побывать.

Кроме всего этого диковиного экзотического, абстрактого и сюрреалистического мира своей фантазии и мечты, делает Андрей Авдеев иконы- лики русских православных святых.
В этом нет ничего удивительного или необычного-иконы -это собственно первое,благодаря чему,возможно,и появилась и укоренилась на земле византийской, а потом и русской эмаль.
Первоначально,эмалевыми вставками,как драгоценными камнями украшали оклады икон: Византия всегда ценила пышность.
Позднее, когда технология эмали усовершенствовалась и палитра красок для эмали увеличилась, в технике горячей эмали стали исполнять и сами иконы, лики святых, изображать библейские сюжеты.

Но это много позднее, когда технология изготовления эмали стала менее «сложной и трагичной», как образно выражается Андрей.

А трагичной, с жертвами, она была оттого что вначале эмали обжигали на кострах в специальных коках, и ни проконтролировать процесс, ни повлиять на него было никак невозможно. Да и манипулировать этими коками было опасно. Но Византийская церковь не брала это в расчет. Что значат жертвы по сравнению с тем , что икона или драгоценный ее оклад останутся в веках! Вспомним хотя бы фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев». Причем,эмали долговечнее, чем даже скульптура, вырезанная из мрамора или отлитая в бронзе! Ей даже тысячелетия не опасны. Человеческое безумие и разрушительные инстинкты — вот что опасно.
В связи с этим задаю Андрею вопрос: “Как влияет на творческий процесс осознание того факта, что выполненная здесь и сейчас работа останется в веках? Не сковывает ли это художника?»
Андрей спокойно отвечает, что когда работаешь, то не думаешь об этом, а когда работа уже выполнена, то она уже есть и думать об этом поздно.
Спокойствие и уверенность-эти качества присущи Андрею Авдееву.

Андрей много работал для храмов, выполнял полные алтарные иконостасы в 25 и более икон;делает иконы святых, которые просят выполнить друзья и заказчики. Иногда это бывают довольно редкие иконы, как, например, икона святого Романа, помогающего парам, мечтающим о детях. Чтобы отыскать изображение этого святого, дабы точнее передать сходство, художнику пришлось посетить немало московских храмов.
Говоря об иконах, выполненных в технике горячей эмали Андреем Авдеевым, стоит рассказать о случае мироточения иконы Святого Владимира Палея, выполненной Андреем. Этому удивительному явлению есть свидетельство владелицы иконы- писательницы Алины Чадаевой и иеромонаха Амвросия, гостившего в тот момент у писательницы дома.

Есть святые, например, Святой Николай Угодник Мирликийский, изображения которого Андрей делал в жизни не раз. С этим святым у Андрея особые отношения- он покровительствует морякам, а также всем путешественникам, а Андрей много путешествовал в жизни, да и с морской пучиной знаком не по наслышке, хотя и не моряк. Изображения Святого Николая у Андрея получаются всегда разными, оставаясь, конечно, узнаваемыми. Последнее эмалевое изображение (икону) Святителя Николая Андрей сделал в декабре 2013 года непосредственно перед поездкой на Шри-Ланку.Пока Святой Николай еще в мастерской, у красном углу, как и положено иконе, освящает и благославляет помещение.
Мастерская Андрея -это скорее студия, или даже небольшая галерея. Помещение  похоже  на жилье увлекающегося искусством успешного горожанина- тут красиво, уютно, на стенах — очень ненавязчиво и с большим вкусом развешаны работы, освещение (лампы-трансформеры) правильно направлено на изображения, что и создает ощущение галерейного пространства. А может само солнце, заключенное мастером в эмалях так осветило студию Андрея Авдеева на Чистых прудах.

Слева при входе на стильном прилавке скромно стоит муфельная печь (сразу ее и не приметишь), на взгляд непосвященный похожая то ли на большой компьютер, то ли на микроволновку.
В этой печи при температуре более 800 градусов и происходит рождение эмалей.
Здесь в серой Москве, художник сумел воссоздать яркое солнце своей второй родины- Дальнего Востока и полюбившейся Шри-Ланки, которую регулярно посещает привозя настоящий крупно-листовой Цейлонский чай(как всякий завзятый путешественник, Андрей Авдеев любит и ценит хороший чай), а также новые впечатления и идеи.
Ланкийские ли солнечные виды, первозданная ли природа этого благословенного острова с чистым небом и яркой растительностью сделала свое, или дело в другом, но работы Андрея Авдеева последнего периода отличают чистые, яркие краски и открытые цвета.

Про себя Андрей говорит, что он — романтик. Любит писателя Антона Чехова (особенно “Черного монаха»), и исторические романы, увлекается старым советским кино, коллекцию которого хранит и пополняет, а работает Андрей всегда под музыку:любит этнику,lounge,класску,группу Led Zeppelin.

Эмальер Андрей Авдеев спокоен, несуетен не по-московски. Несуетен оттого, что ему не надо доказывать ни себе, ни другим свою цельность, он сам устраивал себе в жизни немало проверок, потому теперь спокоен и уверен в себе, и, при этом безо всякого апломба.
Творчество — вот то единственное поле на котором теперь снова и снова проверяет себя Андрей Авдеев.

Текст и фотографии работ в журнале «Собрание» : Ирина Разумовская

Рубрики

Страницы

Свежие записи

Архивы

ПАРТНЕРЫ

Мета