Художник и война
Премьера документального фильма Григория Амнуэля “Художник и война”, посвященого замечательному советскому скульптору Александру Васильевичу Васякину, состоялась 16 февраля 2018 в Государственной библиотеке Иностранной Литературы имени Рудомино.
Война всегда связана с разрушением и смертью. Война и смерть, горе человеческих потерь не могут быть красивы, хотя именно так, по большей части, изображают эти две печальные стороны истории человечества художники всех направлений: от прозы и поэзии до живописи и скульптуры. С этой авторской репризы начинается документальный фильм известного режиссера-документалиста, обладателя множества отечественных и зарубежных премий, Григория Амнуэля.
Премьерный показ фильма состоялся в Москве, в Государственной библиотеке Иностранной Литературы имени Рудомино 16 февраля 2018 года. Фильм посвящен замечательному советскому скульптору Александру Васильевичу Васякину. Трудная, хотя и вполне обычная, биография множества жителей СССР. Переезд из обнищавшей после раскулачивания деревни в Ленинград, бокада, в которой семья выжила, как и многие ленинградцы, чудом. Затем фронт, учеба в Ленинградском художественном училище. Из голодного Ленинграда, переполненного безработными художниками, А.В.Васякин переезжает в Кривой Рог, где и трудится всю оставшуюся долгую и плодотворную жизнь, пережив многие смены власти в стране.
Художник-живописец может творить в отсутствии заказчика, тогда как скульптор-монументалист ограничен в своей деятельности заказчиком, обладающим значительными средствами и, что может быть важнее, властными полномочиями. Т.е., как минимум городскими властями, выдающими разрешение на размещение скульптурной композиции. Ну и и не надо забывать, что иделолгия советского периода определяла специфический выбор тем и условности изобразительных форм.
Александр Васякин умудрялся в тех непростых условиях создавать блистательные монументальные композиции (большинство работ установлены на улицах и площадях города Кривой Рог) и по праву заслужил звание Почетного Гражданина Города.
Одна из выдающихся работ Александра Васякина – скульптура Иоанна Павла II, созданная в соавторстве с российскими скульпторами Ильей и Никитой Фёклиными (автор идеи памятника – Григорий Амнуэль).
Скульптура установлена в атриуме ГБИЛ. Авторские копии скульптуры установлены в Ватикане и Варшаве. Творческое наследие Александра Васякина сохраняется прежде всего усилиями и заботами его сына Сергея (сопродюсера фильма). После просмотра можно было получить на память книгу-альбом с фотографиями законченных работ и нереализованных проектов мастера.
Весь фильм построен в виде интервью с самим Александром Васякиным, в котором герой ленты отвечет на вопросы, которые ему задавала сама жизнь и перманентная война, всегда настигающая нас, в различных своих проявлениях. Фильм снимался несколько лет, причем, только на монтаж фильма ушло пять(!) лет… И, надо отдать должное авторам фильма, в рассказ героя фильма вплетены потрясающие своим бытовым трагизмом кино-документы войны и Блокады.
И небольшое собственное ощущения автора статьи: как бы ни старались искренне все авторы и герой замечательного фильма передать трагедийную некрасивость войны как таковой, изо всех щелочек просачивается Лесинговский «Лаоокон», увы, победно торжествуя над «Разрушением Роттердама» и «Герникой» гениальных Цадкина и Пикассо.
Над фильмом работали:
оператор фильма Анатолий Гришко (RGC)
режиссеры монтажа:
Андрей Баранов
Сергей Тимофеев
Мохаммад Юсуф Наими
звукорежиссер Андрей Печенкин
продюсеры Григорий Амнуэль и Сергей Васякин
Текст и фоторепортаж Евгения Цукермана
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.