Греческие амфоры, затонувшие на недосягаемых глубинах древних морей, профили римских героев, диковинные цветы, распустившиеся в чертогах райских садов и, подстать им персонажи из мира наивного и мудрого одновременно – «звери, птицы, рыбы», известные своими иносказательными талантами в фольклоре: в одной экспозиции разные сюжеты иллюстрируют картину вечных ценностей мироздания. В галерее «Колорит» на Малой Дмитровке открылась выставка трех авторов Татьяны Кудриной (скульптура), Елены Четвертковой (живопись) и Игоря Четверткова (живопись). Их объединила дружба и общие взгляды на искусство. Несмотря на разность техник, уже из афиши выставки очевидно-художники работают в одном направлении.
Сюжеты масштабных, почти монументальных картин Игоря и Елены Четвертковых хорошо читаются и с большого расстояния, но каждый из зрителей непременно подходит вплотную, чтобы рассмотреть необычную для живописи технику. Трудно поверить, что под красками этих картин холст.
Изображения керамических, каменных и мозаичных поверхностей в полотнах Игоря так мастерски передают фактуру, что зритель обманывается – перед ним, действительно натуральные материалы? Иллюзорность талантливых «обманок» вводит заблуждение даже профессионалов. Сами художники, незнакомые до сих пор с подобной техникой принимаются обсуждать, какого же размера должна быть печь, чтобы поместить в нее огромную для керамики работу с изображением, например, глиняных сосудов. И это только часть художественной интриги. Игрой света и красок Четвертков создает особенную глубину перспективы. Смешение композиций, наложенных в его картинах одна на другую, отображает двойственность сюжета и вместе с тем, особенную гармонию, построенную на единстве различий, когда один сюжет дополняет другой, несмотря на разделяющее их пространство и время. Поражает не только декоративность необычных полотен, но и особенная философия, идея, воплощенная в творчестве мастера.
Скульптуру Татьяны Кудриной так же отличает авторская особенность. Ее персонажи – олицетворение добрых символов. Адам и Ева неразлучные навсегда влюбленные в керамической композиции мужчины и женщины в лодке — единое целое. Улыбающийся лев, кот с огромной рыбой, ангелы – каждый из них – счастливый знак, ключик к заветным смыслам.
В клювах сказочных птиц – цепочки с хрустальными цветами, в гранях которых играет свет. Есть в этой экспозиции и «светящиеся» скульптуры – светильники Татьяны Кудриной тоже изображают сказочных персонажей, — короля или таинственного кавалера в венецианской маске. Египетские мотивы — особенная тема в творчестве Татьяны. Ее красавицы и кошки, будто вылеплены тысячи лет назад из глины древних далеких земель. Богини и ангелы Татьяны Кудриной на фоне картин Елены Четвертковой — акценты этой выставки.
Они знакомы нам – цветы с полотен Елены. Ирисы и розы и сегодня растут в наших садах. Но так как они изображены в картинах художницы, мы их никогда не видим в природе, и потому они нам кажутся нереальными, метафизическими. Масштаб – часть образа. Огромные распустившиеся бутоны, распахивают душу, так, возможно, их видят бабочки, приблизившиеся к лепесткам. Но главная особенность – объемность картин. Они — почти скульптуры. Живопись Елены Четвертковой, «выходит» из полотна, и это один из художественных приемов, который затевает со зрителем игру в метаморфозы пространства.
Именно картины Елены создают светлую атмосферу выставки буквально. Ведь она рисует мир самыми светлыми красками и нежными образами. Масштабные, отражая свет, они освещают пространство вокруг. С этими картинами хочется быть рядом. Хочется оказаться в этом тонком и хрупком мире, сохранить его во времени так же, как сохранились вечные ценности, воплощенные в скульптурах Татьяны Кудриной, и мудрость архаичных языков, цитаты из которых можно прочитать на полотнах Игоря Четверткова.
Александра Загряжская
Несколько работ Мухадина Кишева на выставке разные по колориту продолжают один сюжет, интерпретируют тему метаморфоз пространства. Воображение, следующее за движением пересекающихся линий углубляется внутрь полотна, и через короткое время зрителю начинает казаться, что картина приобретает трехмерность. В этом и состоит особенность игры пересекающихся линий в работах художника.