События 07.05.2010

ИГОРЬ ОБРОСОВ. «ХУДОЖНИК — ТВОРЕЦ. О ЖИЗНИ И О СЕБЕ». Новый Манеж. Георгиевский переулок. С 28 апреля до 12 мая.

Игорь Павлович Обросов - народный художник России, Академик Российской Академии Художеств (Фото Александры Загряжской)

Игорь Павлович Обросов - Народный Художник России,Лауреат двух Государственных Премий (1989г., 2002г.), Академик Российской Академии Художеств (Фото Александры Загряжской)

ИГОРЬ ОБРОСОВ.

«ХУДОЖНИК — ТВОРЕЦ. О ЖИЗНИ И О СЕБЕ».

Новый Манеж. Георгиевский переулок. С 28 апреля до 12 мая.

Его называют «мастером черного цвета». Для большей части полотен Обросова служит драматический черный. В светлом пространстве Нового Манежа черные картины Обросова создают почти нереальное метафизическое ощущение черного и белого. Так называется известный сборник  рассказов Игоря Павловича. Так он сам, живописец и график определяет конфликт и гармонию всего, с чем связаны его жизнь и творчество.

Игорь Павлович Обросов родился за 10 лет до войны. Его мама, сама мечтавшая о карьере художника, прекрасный акварелист,  привившая детям любовь к живописи, стала врачом. Во время войны она спасла сотни раненых, работая главным врачом военного госпиталя. Отец – крупный ученый-медик, профессор Павел Николаевич Обросов был репрессирован в тридцать седьмом и сразу расстрелян. Трагедия тридцать седьмого коснулась и судьбы старшего брата Андрея. Но репрессированный Андрей Обросов в годы войны бежал из лагеря на фронт. Под Сталинградом был ранен, и снова попал в заключение, проведя в целом пятнадцать лет жизни в лагерях. «Я думаю, что  история моей семьи, моих родителей, моих братьев — это история нашего Отечества» — говорит Игорь Обросов. За триптих, посвященный отцу, Игорь Обросов в 1989 году удостоился Государственной премии.

«Когда я смотрю на свой портрет, написанный Обросовым, — говорит народный художник

Павел Никонов, — меня охватывает противоречивое чувство, подобное которому я испытываю, слушая рассказы близких о себе, — и то, что я полностью не узнаю себя на портрете Обросова, как раз и доказывает всю его точность обо мне. Как всякому человеку не дано узнать себя сразу, целиком, до конца».

В 55 году Игорь Обросов тогда еще недавний выпускник Художественного Промышленного училища принес в редакцию журнала «Юность» свои первые эскизы обложки. Именно они надолго определили художественно-графический стиль издания. Со времени основания журнала в редакции его собирался весь цвет московской интеллигенции. Портреты многих представителей того блистательного круга, написанные Игорем Павловичем хранятся в его мастерской, частных коллекциях и государственных музеях.

Творческий путь Игорь Обросов начинал как график, и именно в графике, — считают искусствоведы тогда на рубеже 50-60-х годов «художники сумели выразить все оттенки чувств и мыслей, в то время, когда в советскую живопись и скульптуру вошел герой  «достаточно односложный». Многие художники шестидесятники противопоставили этому герою совершенно иной мир – мир сложных переживаний. Самые видные из них, оказавшие наибольшее влияние на искусство, определили в нем новое направление». Их породила «оттепель», отвергнувших «показуху» и принцип соцреализма выдавать желаемое за действительность. Павел Никонов, Николай Андронов, Виктор Попков, Таир Салахов, Игорь Обросов составили плеяду основоположников «сурового стиля».

Когда то Игорь Павлович написал портрет своей дочери Даши, молодой девушкой покидающей деревенский дом. И уже тогда полотно это стало не только личной историей. «Прощание с деревней» — целая эпоха, которую мы пережили, — говорит художник.  И эта история читается  в названиях полотен «Покинутая деревня», «Брошенный дом», «Солдатские вдовы».

Портреты старых женщин – реальные истории и прототипы образов легко узнать в рассказах художника. Первые литературные произведения Игоря Обросова были напечатаны в журнале «Юность», затем в журнале «Дружба народов». Сюжет «Меж высоких хлебов» из авторского сборника «Черное и белое» стал известен как радиопостановка. Это и вдохновило Обросова создать театральные образы к своим живописным полотнам. Так появились маски — портреты женщин – последних и одиноких жительниц русских деревень. Грустные и трагичные лица, смотрящие из картин, как и окон деревенских домов.

«Солдатские сны». В триптих, посвященный Великой Отечственной включил картину, в которой черное и белое Обросова столкнулись в особенно трогательном сюжете. Нежные, почти прозрачные женщины, сияющие, прекрасной белизной, обнимают своих возлюбленных мужей, спящих в черных солдатских шинелях.

В картине «Провожая и встречая эшелоны» центральная фигура – мама Игоря Обросова Татьяна Серова – главный врач военного госпиталя.

«Все главное в жизни художника происходит в мастерской – говорит Игорь Обросов, — ведь большая часть жизни отдается полотнам». В его творческой мастерской на Поварской улице близ Арбата были написаны почти все его картины – портреты близких, друзей, любимых, портреты особенной Москвы Игоря Обросова. «Есть на Воробъевых горах удивительная ротонда, — говорит Игорь Павлович, —  но мало кто знает, что есть в Москве набережная Пушкина напротив Фрунзенской набережной. Патриаршие пруды, Нескушный сад, он опоэтизировал свои ежедневные прогулки во многих живописных пейзажах, и его сдержанная палитра придает любимым улицам особенное очарование и нежность.

Франция и Германия в быстрых рисунках – впечатления о путешествиях в серии пленэрных работ. Но Норвегии Игорь Павлович сделал серьезные посвящения. Монументальные полотна создавались уже в московской мастерской, и непременно под музыку Грига, — признается художник.

«Для меня всегда была важна личность, — говорит Игорь Обросов. Создавая портреты москвичей, я всегда писал людей выдающихся характером, силой духа, благородных». Так возникла галерея портретов наших современников, в лицах которых художник описал целую эпоху, романтическую и суровую, наполненную событиями трагическими и счастливыми. Галерею, которую открывают портреты родителей, продолжают легендарные «шестидесятники» — замечательные современники художника.

Александра Загряжская

You may also like...