РИСУНКИ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРОВ ИЗ АЛЬБЕРТИНЫ В МОСКВЕ.

Автор: | 11.12.2014

Елена Садыкова, кандидат искусствоведения

РИСУНКИ ФРАНЦУЗСКИХ МАСТЕРОВ ИЗ АЛЬБЕРТИНЫ В МОСКВЕ.

Уникальная ретроспектива французского рисунка из мировой

сокровищницы проходит в ГМИИ им. А.С. Пушкина.

Мировая сокровищница графики выставила в Москве замечательные образцы рисунков старых французских мастеров. Расположенный в шикарном дворце Габсбургов музей Альбертина – это уникальное собрание графики от эпохи пламенеющей готики до наших дней, насчитывающее около одного миллиона единиц хранения. Построенная по хронологическому принципу выставка в Пушкинском музее демонстрирует эволюцию рисунка на примере произведений ведущих мастеров Франции. Ретроспектива охватывает несколько столетий: со второй половины XVI до середины XIX века. Представлены различные направления: ренессансный стиль, классицизм, барокко, рококо, романтизм и реализм. Посетители совершают увлекательное путешествие через века в таинственный и привлекательный мир рисунка. Особенность этой выставки в Пушкинском музее состоит в том, что некоторые рисунки включены постоянную экспозицию, позволяя сравнить графику и живопись одного мастера. Выставка представляет собой пример успешного международного проекта. С российской стороны ее курирует Виталий Александрович Мишин, а с австрийской – Кристина Экельхарт и Хайнц Видауэр.

Любители старины и ценители жанра карандашного портрета особое внимание обратят на «Портрет молодого человека с брыжами и в польской шапочке» (1574) Пьера Дюмустье Дяди. Французский карандашный портрет XVI века – уникальное явление в истории мирового искусства. Эта школа создана несколькими поколениями художников XVI столетия, среди них Жан Клуэ Старший и Франсуа Клуэ, Дюмустье. Представленный из этой плеяды на выставке Пьер Дюмустье создал около 65 портретов, был не только художником, но и дипломатом. Портретный стиль Дюмустье отличается психологической трактовкой, передачей характера и душевного состояния модели. Французский карандашный портрет XVI века – самостоятельный жанр, полно выразивший идею ренессансного стиля. Портреты такого рода рассматривались в качестве самостоятельных произведений, а не подготовительных эскизов. Мастера пользовались цветными карандашами для достижения эффекта реалистичности образа. Другой феномен французского Возрождения – школа Фонтенбло на выставке представлена работами Мастера Флоры, Антуана Карона, Жана Кузена Младшего. В этих рисунках видна связь с искусством итальянского Возрождения. Именно итальянцы, Россо Фьорентино, Франческо Приматиччо и Николло дель Аббате, работавшие в замке Фонтенбло при Франциске I и Генрихе II, создали то искусство, которое получило название «первой школы Фонтенбло». Тенденции маньеризма были подхвачены французскими мастерами «второй школы Фонтенбло».

Эпоха классицизма, когда Франция была законодательницей в мировой политике и в искусстве, представлена плеядой блестящих рисовальщиков и живописцев. Пейзажные зарисовки окрестностей Рима великих мастеров классического пейзажа Никола Пуссена и Клода Лоррена представляют собой истинные шедевры. Эскизный характер работ обусловлен их подготовительным назначением. Так, Клод Лоррен именно на основе графических зарисовок создавал знаменитые идиллические пейзажи маслом. Листы Гаспара Дюге, ученика Никола Пуссена, перекликаются с работами мастеров, на которых этот выдающийся живописец и график оказал воздействие: Франсуа Перрье, Жака Стелла, Шарля Эррара, Филиппа де Шампеня, Себастьяна Бурдона. Блистательный современник Никола Пуссена, придворный портретист Людовика XIII Симон Вуэ также представлен на выставке не только собственными произведениями, но и работами учеников: Эсташа Лесюера, Пьера Миньяра, Шарля Лебрена. Апогей развития классицистического стиля виден в рисунках «французского Рафаэля» Лесюэра.

Наиболее полно в собрании Альбертина представлен французский XVIII век, насчитывающий не менее 1000 листов. Изобразительное искусство Франции этой эпохи хорошо знакомо российскому зрителю, оно достаточно полно представлено в собраниях ГМИИ им. А.С. Пушкина и Эрмитажа, впрочем, как и XVII век. Рисунки законодателя куртуазных сцен Франсуа Буше, написанные сангиной прелестные головки Жана-Батиста Грёза, виртуозные рисунки кистью с размывкой Жана-Оноре Фрагонара раскрывают с новой стороны художников, в большей мере известных живописными произведениями. Сангины и акварели «мастера величественных руин» Гюбера Робера украшают выставку, равно как и произведения неоклассициста Жака-Луи Давида.

Из рисунков, относящихся к XIX веку, внимание обращают два карандашных портрета Жана-Огюста-Доминика Энгра – мастера, оказавшего колоссальное воздействие на искусство ХХ века, на Пабло Пикассо и многих других выдающихся живописцев современности. Идеолог романтического стиля Эжен Делакруа представлен иллюстрацией к пьесе Шекспира «Гамлет» и пейзажной акварелью. Основатель Барбизонской школы живописи Камиль Коро – двумя рисунками раннего и позднего периодов творчества. Реалистический стиль проиллюстрирован рисунками Франсуа Милле. Удивительное путешествие в мир рисунка, портрета и пейзажа, путешествие по стилям и эпохам в рамках одной страны – Франции. Редкая возможность ознакомиться с одной из лучших мировых коллекций графики. Выставка французского рисунка в рамках перекрестного года культуры Австрии в России отличается прекрасно выстроенной выставочной концепцией, органично включенной в основную экспозицию музея.

Елена Садыкова,  кандидат искусствоведения

КУРАТОРЫ О ВЫСТАВКЕ:

Виталий Мишин, ведущий научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина куратор выставки, об истории музея Альбертина: Музей Альбертина обладает одной из крупнейших коллекций графики в мире, насчитывающей более миллиона рисунков и эстампов. Выдающиеся творения первых мастеров важнейших эпох и художественных направлений создают Альбертине репутацию неповторимого, единственного в своем роде собрания. Основатель Альбертины, герцог Альберт Саксен-Тешенский (1738–1822), способствовал ее славе больше, чем кто бы то ни было. Собрание Альбертины нельзя считать завершенным: так, в 2007 году в нее поступили картины мастеров классического модернизма из собрания Риты и Герберта Батлинер, существенно изменившие привычный образ этого музея; каждый год в графический, архитектурный и фотографический разделы коллекции добавляются новые и важные поступления. Но все же самое знаменитое ядро собрания Альбертины – это рисунки старых мастеров, восходящие к собирательской деятельности герцога Альберта Саксен-Тешенского.

Кристина Экельхарт, cотрудник музея Альбертина о французском рисунке в собрании Альбертины: С момента своего основания собрание Альбертины задумывалось таким образом, чтобы объединить графические произведения – рисунки и печатную графику – всех времен, школ и мастеров, а также всевозможных техник в систематическую и полную коллекцию. Эта цель, в общем, была достигнута в количественном и, безусловно, в качественном отношении для итальянской, немецкой и нидерландской школ, в то время как для французской школы она была реализована с такой полнотой и на таком исключительно высоком уровне еще при герцоге Альберте Саксен-Тешенском, но только для периода до 1800 года. За то, что сегодня французская коллекция XIX и начала XX века в целом дает относительно полное представление об этом столетии – хотя и не в той же степени, как более старые фонды, мы должны благодарить директоров Альбертины, таких как Джозеф Медер, Альфред Штикс и Отто Бенеш. Им удалось приобрести для каждого из виднейших художников эпохи, по крайней мере, одно, а иногда несколько произведений.

Даты выставки: 17 ноября 2014 года – 15 февраля 2015 года.

Место проведения: Главное здание ГМИИ им. А.С. Пушкина. Волхонка, 12.