ОБРАЗ МАДОННЫ В КАРТИНАХ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Автор: | 22.12.2014

Елена Садыкова, кандидат искусствоведения, МГУ, эксперт.

Текст и фотографии Елены Садыковой

ОБРАЗ МАДОННЫ В КАРТИНАХ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

ИЗ МУЗЕЕВ ИТАЛИИ. ВЫСТАВКА В ПУШКИНСКОМ МУЗЕЕ.

Познакомиться с шедеврами эпохи Возрождения можно на новой выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина. На сегодня Пушкинский музей – единственный островок западноевропейской живописи в многоликой художественной Москве. Новые культурные институции, галереи и фонды, в основном освещают современное искусство. Однако и для Пушкинского, основанного профессором Московского университета Иваном Владимировичем Цветаевым в просветительных целях, такие выставки редки.

Пушкинский музей обладает хорошей коллекцией ренессансной живописи, однако картин первых имен в ней мало. На выставку, посвященную образу Мадонны, из итальянских музеев приехали шедевры.

Культ Девы Марии занимает важное место в христианской религии. Изображения Мадонны с Младенцем наряду с образами Спасителя были самыми популярными сюжетами на протяжении долгого времени.

Выставка представляет всего четыре алтарных картин с образами Царицы Небесной. Авторы Пьеро делла Франческо и его современники, работавшие в Северной Италии: Козимо Тура, Карло Кривелли, Джованни Беллини. Авторы работали на Севере Италии, и картины представили североитальянские музеи. Галерея Академии в Венеции, Национальная галерея области Марке в Урбино, городская картинная галерея «Франческо Подести» в Анконе. Все алтари небольшого размера. В эпоху создания, в XV веке, алтари такого типа предназначались для домашнего интерьера. Подобные переносные алтари писались по заказу частных лиц, в отличие от монументальных образов, предназначенных для церковных братств.

Все выставленные картины созданы ближе к концу XV века. В это время в Италию наводнили эмигранты из Константинополя, павшего под ударами турок в 1453 году. Греческие мастера и византийские произведения искусства подспудно влияли на итальянских художников. Это взаимодействие культур двух ветвей христианства сказывалось и на алтарной живописи.

Знаменитая «Мадонна Сенигалья» (1491) Пьеро делла Франческо занимает центральное место в экспозиции, где каждой картине отведена отдельная стена. Дева Мария с Младенцем изображена в иконографическом изводе Одигитрия, или же Путеводительница, свойственном православной традиции.

«Мадонна с херувимами» (1490) кисти Джованни Беллини представляет поэтический образ Мадонны на фоне ренессансного пейзажа.

«Мадонна с Младенцем» Карло Кривелли привлекает внимание символическими предметами, изображенными с изрядной долей натурализма. Огурец по христианской традиции – символ Воскресения, яблоко отсылает к первородному греху, щегол, на грудке у которого красное письмо, означает Страсти Христовы.

Редкая иконография Мадонны со спящим Младенцем представлена на картине Козимо Туры «Мадонна зодиака» (1470). Богоматерь, пробуждающая Христа ото сна, символизирует Воскресение. На фоне тонкими золотыми линиями изображены знаки зодиака, очень популярные при дворе Феррары, где работал Тура.

Куратор выставки Виктория Эммануиловна Маркова – доктор искусствоведения, главный научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина и ведущий специалист по итальянской живописи в России.

Текст и фото: Елена Садыкова

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: ГМИИ им. А.С. ПУШКИНА, ГЛАВНОЕ ЗДАНИЕ, ВОЛХОНКА, 12

ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ: 19 ДЕКАБРЯ 2014 – 22 ФЕВРАЛЯ 2015 ГОДА