Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка
Выставка открыта с 15 апреля 2016 до сентября 2017
Крымский Вал, 10, залы 39–42
Один из самых ожидаемых проектов Третьяковской галереи последних лет – новый вариант постоянной экспозиции новейших течений. Это уже четвертый с начала 2000-х годов показ и кураторская интерпретация процессов, происходивших в актуальном искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Каждый раз ракурсы экспонирования менялись и вызывали острые и заинтересованные обсуждения в профессиональном сообществе и у публики.
В залах Галереи, отведенных под современное искусство, в последние годы демонстрировались такие яркие проекты, как «Дмитрий Пригов…», «Гиперреализм…», «Метагеография…», которые во многом были основаны на коллекции музея. Однако появилась необходимость и возник важный повод представить здесь новый вариант постоянной экспозиции. На этот раз она посвящена современному российскому искусству в период с конца 1950-х до 2000-х годов. Настоящим событием стало включение в экспозицию произведений из легендарной коллекции знаменитого собирателя советского андеграунда Леонида Прохоровича Талочкина (1936–2002), доступ к которой многие годы был ограничен. Особую интригу создает экспериментальный подход к формату и архитектуре экспонирования произведений.
Настоящий проект – единственная в России панорама истории современного искусства, в которой представлены все ключевые направления и жанры. Она позволит понять исторические границы современности, поможет публике преодолеть стереотип о «сложности» восприятия современного искусства и отказаться от настороженности по отношению к нему.
Коллекция современного искусства в Третьяковской галерее формировалась на протяжении двадцати лет. В 1990-е годы ее основой стали произведения, приобретенные Министерством культуры, а также переданные в дар музею художниками или их наследниками. В начале 2000-х в Третьяковскую галерею перешла коллекция отдела современного искусства музея-заповедника «Царицыно», собранная Андреем Ерофеевым. В 2014 году произошло важнейшее для Третьяковской галереи событие – Татьяна Вендельштейн, вдова коллекционера Леонида Талочкина, передала в дар музею значительную часть его уникального собрания, другая часть была приобретена для Галереи Министерством культуры РФ. С включением этого собрания в фонды музея в коллекции современного искусства восполнены многие лакуны – недостающие ранее имена и целые направления.
В настоящее время собрание современного искусства в Третьяковской галерее насчитывает свыше 5000 произведений – картин, объектов, ассамбляжей, инсталляций, видео-работ. Это единственное собрание в России, которое позволяет изучать и показывать историю современного искусства от послевоенной абстрактной живописи до актуальных практик 2000-х годов.
Смысл «перезагрузки» 2016 года заключается в соединении и сопоставлении работ, которые в разное время поступили в собрание Галереи. Произведения сгруппированы по направлениям, а также тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм – образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм – новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х и «Проект: искусство 2000-х».
В экспозиции представлено около 400 работ, половина из которых принадлежала Леониду Талочкину и сейчас впервые показана в стенах Третьяковской галереи после длительного процесса реставрации. Именно благодаря коллекции Талочкина музей получил возможность артикулировать и достойно показать такие направления, как новый реализм, поп-арт, минимализм и неоэкспрессионизм.
из пресс-релиза Третьяковской галереи
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.