Анонсы 05.10.2016

На международном фестивале средневековой музыки Musica Mensurata споют о любви – земной и небесной

На международном фестивале средневековой музыки Musica Mensurata споют о любви – земной и небесной

 

С 9 по 16 октября в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла в Москве пройдет

Третий международный фестиваль средневековой музыке Musica Mensurata. Это

уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти

тысячелетней давности. Он даёт возможность услышать музыку X-XIV веков в

исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также

сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических

инструментах. Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.

Второй фестиваль Musica Mensurata был посвящен географическим и временным

границам. В этом году фестиваль обращается к границам еще менее осязаемым –

границам между земным и небесным, священным и профанным. Можно ли на

литургическом языке говорить о личных переживаниях? О чем и как пели клирики,

монахи, пилигримы вне церковной службы?

Музыка, рожденная в XX-XIII вв. на границе церковного и светского, небесного и

земного, в изобилии дошла до наших дней: сохранились многие сотни произведений – на

порядок больше, чем музыки трубадуров и миннезингеров. Именно ей посвящены три

концерта III международного фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata.

Фестиваль откроется 9 октября концертом известного немецкого ансамбля per-

sonat, который впервые в России представит песнопения св. Хильдегарды Бингенской

(1098-1179) из Дендермондской рукописи XII века. Немецкая монахиня, аббатиса

монастыря Рупертсберг, визионерка и одна из первых широко известных женщин-

композиторов, была канонизирована в 2012 году. Её музыкальные произведения и тексты

отличаются яркой индивидуальной выразительностью и не подчиняются принятым

канонам. В составе известного немецкого ансамбля per-sonat – одни из лучших

современных исполнителей музыкального наследия Хильдегарды Бингенской: их запись

признана многими критиками лучшей записью произведений аббатисы из Рупертсберга.

От XIII века до нас дошло всего несколько инструментальных произведений, но все

они поражают своим уровнем, своей формой и сложностью. Скорее всего за этими

записанными произведениями стоят десятилетия устной традиции и изощренных

импровизаций. Восстановить эту традицию импровизационной инструментальной

практики XIII века поставил перед собой немецкий флейтист, солист знаменитого

ансамбля средневековой музыки «Sequentia» Норберт Роденкирхен, которого критика за

необыкновенно красивый и чарующий звук не раз называла «волшебником». Его концерт

состоится 13 октября.

Средневековую триаду 16 октября завершает концерт швейцарско-российского

Ensemble Labyrinthus с необычной программой песен о земной и небесной любви,

которые прозвучат на латыни. История любви средневекового философа и богослова

Пьера Абеляра (1079-1142) и Элоизы – одна из самых захватывающих и прекрасных из

всех, какие знает человечество. Благодаря ей возникла не менее прекрасная музыка: песни

Абеляра о его любви распевал весь Париж, для монастыря своей возлюбленной Абеляр

написал один из первых авторских богослужебных циклов, его библейские плачи

определили развитие этого жанра на ближайшие 100 лет. Вероятно, что и Элоиза писала

музыку: несколько произведений, связанных с ней, прозвучат на концерте, вместе с

фрагментами писем двух самых известных влюбленных Средневековья. Кроме того,

прозвучит реконструкция недавно найденного сочинения IX века – cтихов из знаменитой

эклоги Вергилия «Omina vincit amor» («Все побеждает любовь»).

9 октября, воскресенье 19.00

ВИДЕНИЯ СВ. ХИЛЬДЕГАРДЫ БИНГЕНСКОЙ (1098-1179)

Ансамбль PER-SONAT (Германия)

Сабине Лютценбергер (вокал), Батист Ромэн (виела)

Песнопения св. Хильдегарды Бингенской из Дендермондской рукописи (XII в.)

13 октября, 20:00,

Менестрель в Париже. Искусство инструментальной импровизации XIII века.

Норберт Роденкирхен (Германия)

16 октября, 19:00, Москва, Кафедральный собор свв. Петра и Павла

Абеляр и Элоиза. Средневековые песни на латыни о любви земной и небесной.

Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария)

Солисты: Норберт Роденкирхен – средневековые флейты, кифара (Германия), Анна

Миклашевич – вокал, Данил Рябчиков – цитоль

Москва, Кафедральный собор свв. Петра и Павла Старосадский пер., 7/10, стр. 10,

www.collegiummusicum.ru

You may also like...