На международном фестивале средневековой музыки Musica Mensurata споют о любви – земной и небесной
С 9 по 16 октября в Кафедральном соборе свв. Петра и Павла в Москве пройдет
Третий международный фестиваль средневековой музыке Musica Mensurata. Это
уникальный проект, в котором оживает музыка, дошедшая до нас по рукописям почти
тысячелетней давности. Он даёт возможность услышать музыку X-XIV веков в
исполнении музыкантов, специализирующихся на аутентичном исполнительстве, а также
сочинения, никогда прежде не звучавшие в России, на редких исторических
инструментах. Художественный руководитель фестиваля – Данил Рябчиков.
Второй фестиваль Musica Mensurata был посвящен географическим и временным
границам. В этом году фестиваль обращается к границам еще менее осязаемым –
границам между земным и небесным, священным и профанным. Можно ли на
литургическом языке говорить о личных переживаниях? О чем и как пели клирики,
монахи, пилигримы вне церковной службы?
Музыка, рожденная в XX-XIII вв. на границе церковного и светского, небесного и
земного, в изобилии дошла до наших дней: сохранились многие сотни произведений – на
порядок больше, чем музыки трубадуров и миннезингеров. Именно ей посвящены три
концерта III международного фестиваля средневековой музыки Musica Mensurata.
Фестиваль откроется 9 октября концертом известного немецкого ансамбля per-
sonat, который впервые в России представит песнопения св. Хильдегарды Бингенской
(1098-1179) из Дендермондской рукописи XII века. Немецкая монахиня, аббатиса
монастыря Рупертсберг, визионерка и одна из первых широко известных женщин-
композиторов, была канонизирована в 2012 году. Её музыкальные произведения и тексты
отличаются яркой индивидуальной выразительностью и не подчиняются принятым
канонам. В составе известного немецкого ансамбля per-sonat – одни из лучших
современных исполнителей музыкального наследия Хильдегарды Бингенской: их запись
признана многими критиками лучшей записью произведений аббатисы из Рупертсберга.
От XIII века до нас дошло всего несколько инструментальных произведений, но все
они поражают своим уровнем, своей формой и сложностью. Скорее всего за этими
записанными произведениями стоят десятилетия устной традиции и изощренных
импровизаций. Восстановить эту традицию импровизационной инструментальной
практики XIII века поставил перед собой немецкий флейтист, солист знаменитого
ансамбля средневековой музыки «Sequentia» Норберт Роденкирхен, которого критика за
необыкновенно красивый и чарующий звук не раз называла «волшебником». Его концерт
состоится 13 октября.
Средневековую триаду 16 октября завершает концерт швейцарско-российского
Ensemble Labyrinthus с необычной программой песен о земной и небесной любви,
которые прозвучат на латыни. История любви средневекового философа и богослова
Пьера Абеляра (1079-1142) и Элоизы – одна из самых захватывающих и прекрасных из
всех, какие знает человечество. Благодаря ей возникла не менее прекрасная музыка: песни
Абеляра о его любви распевал весь Париж, для монастыря своей возлюбленной Абеляр
написал один из первых авторских богослужебных циклов, его библейские плачи
определили развитие этого жанра на ближайшие 100 лет. Вероятно, что и Элоиза писала
музыку: несколько произведений, связанных с ней, прозвучат на концерте, вместе с
фрагментами писем двух самых известных влюбленных Средневековья. Кроме того,
прозвучит реконструкция недавно найденного сочинения IX века – cтихов из знаменитой
эклоги Вергилия «Omina vincit amor» («Все побеждает любовь»).
9 октября, воскресенье 19.00
ВИДЕНИЯ СВ. ХИЛЬДЕГАРДЫ БИНГЕНСКОЙ (1098-1179)
Ансамбль PER-SONAT (Германия)
Сабине Лютценбергер (вокал), Батист Ромэн (виела)
Песнопения св. Хильдегарды Бингенской из Дендермондской рукописи (XII в.)
13 октября, 20:00,
Менестрель в Париже. Искусство инструментальной импровизации XIII века.
Норберт Роденкирхен (Германия)
16 октября, 19:00, Москва, Кафедральный собор свв. Петра и Павла
Абеляр и Элоиза. Средневековые песни на латыни о любви земной и небесной.
Ensemble Labyrinthus (Россия-Швейцария)
Солисты: Норберт Роденкирхен – средневековые флейты, кифара (Германия), Анна
Миклашевич – вокал, Данил Рябчиков – цитоль
Москва, Кафедральный собор свв. Петра и Павла Старосадский пер., 7/10, стр. 10,
www.collegiummusicum.ru
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.