«Инварианты. Грани Непознанного» выставка Светланы Калистратовой и Владимира Мартиросова в галерее «На Каширке»

Автор: | 21 октября, 2019

DSC_0136

«Инварианты. Грани Непознанного» выставка Светланы Калистратовой и Владимира Мартиросова в галерее «На Каширке»

4 февраля 2017 года в галерее «На Каширке» открылась выставка московских художников Светланы Калистратовой и автора биомеханических кинетических объектов Владимира Мартиросова «Инварианты. Грани Непознанного».

Кандидат технических наук Илья Вольнов  о Инвариантах и Инновациях,  гранях Непознанного, соединении двух миров художников, Абсолютном  Инварианте, точке «выворачивании по о.П.Флоренскому», внутреннем полюсе Реальности, делать или нет решительный шаг  в статье «ИНВАРИАНТЫ vs ИННОВАЦИИ»

ИНВАРИАНТЫ vs ИННОВАЦИИ

автор:  к.т.н. Илья Вольнов

Цивилизация в своем апофеозе технологических инноваций изменяет внешний мир человека с невиданной доселе скоростью. Она апеллирует к сознанию, сосредоточенному на внешнем, материально-чувственном уровне Реальности и устремляет его к постоянному потреблению калейдоскопически меняющихся образов. При этом другая, неотъемлемая часть Реальности — пространство внутреннего, непреходящего, неизменного и, следовательно, инвариантного, часто находится вне сферы внимания современного человека, в сознании которого возникает мощная асимметрия или дисбаланс между этими частями Реальности.

Проект Владимира Мартиросова и Светланы Калистратовой «Инварианты. Грани Непознанного» — это художественный жест, направленный на удержание цивилизационного равновесия, попытка гармонизировать внешнее, инновационное и внутреннее, инвариантное.

В последовательно развиваемой программе «Инварианты» художественные композиции Светланы Калистратовой представляют собой своего рода формулы мира, несущие в себе закономерности его изменчивости и развития. Эта программа включает различные проекты, в которых в центре творческого внимания художника находятся многочисленные и бесконечно многообразные объекты окружающего мира, их эволюция («Инварианты. Метаморфозы Алголь»), математически выверенные характеристики («Инварианты. Геометрия на плоскости»), внутренняя структура («Инварианты. Структура пространства»), («Инварианты. Пространство слова», «Инварианты. Пространство игр. Оригами») и т.д.

Кинетические объекты Владимира Мартиросова, являя собой метафорические, аллегорические существа, несут в себе идею особой формы существования вечного движения, циклического времени и  вечного возвращения. Биомеханические мобильные объекты Владимира Мартиросова создают яркую метафору жизни  и движения реальных существ во Времени и Пространстве.

Проект «ИНВАРИАНТЫ. ГРАНИ НЕПОЗНАННОГО» представляет собой еще одно звено в познании мира. На основе исследования с помощью искусства и анализа особенностей, связанных с  Пространством, Временем и Движением, делается попытка прикоснуться к идее эволюционного развития связи Человека и Космоса.

Объединение в одном выставочном пространстве художников со столь различными техниками и концептуальным посылом приводит к тому, что неодушевленные объекты, скульптура и картина, вступают в форму взаимодействия, характерную для живых систем.

Биомеханика кинетических объектов Мартиросова, взятая сама по себе, отсылает нас к классическому проекту понимания жизни как механического автомата, обреченного на бесконечную повторяемость и закольцованность своих действий. Но все кардинально меняется при объединении этого автомата с «Духовной перспективой» Инвариантов Калистратовой. Закольцованность повторяемости разрывается и обретает новое измерение прямолинейного движения к Цели, к Инварианту. Оба движения, по кругу и по прямой, объединяются и образуют спиральное движение вкручивания в Реальность, в ее Глубину, окрашенную великой тайной непознанного. Отвлеченная эстетика переходит в прямое чувственное переживание.

Соединение двух миров художников приводит к тому, что сложные визуальные миры Инвариантов, переведенные в видимое мощной интуицией Калистратовой, будучи дополнены одухотворенной механикой

Мартиросова, становятся более доступными неподготовленному сознанию, ориентированному на внешние возбуждения, к его вхождению в бесконечность внутреннего Космоса. Это переживание «вкручивания» во внутреннюю Реальность, в настоящее время не лигитимировано современной цивилизационной парадигмой и недоступно интеллектуальному взору человека, воспитанного в парадигме внешнего наблюдателя.

В пространстве выставки, первое, что привлекает внимание – это плавное и размеренное движение 3-х мерных кинетических объектов Мартиросова. Возникает ощущение тотальности движения, в которое вовлечено всё окружающее: объекты, пространство, люди.

Освоение этого тотального движения и переориентирование сознания на медитативный лад, приводят к расширению поля восприятия за счет включения в него сначала в целом, а потом в деталях геометрико-цветовых пятен живописных работ Калистратовой. Образы различного рода сложных топологических пространств, смелое моделирование изысканных цветовых решений, сдержанное, математически выверенное композиционное построение картин и их внутренняя гармония формируют посыл художника о возможности сверхчувственного восприятия Инвариантов. При этом важную структурообразующую роль играет Линия, являющаяся одномерным пространственным объектом.
Происходит продвижение к некоторому Рубикону восприятия, к точке нулевой размерности или, согласно о. П. Флоренскому, к точке выворачивания, за которой открывается второй, внутренний полюс Реальности.

Делать ли дальше решающий шаг, испытать ли выворачивание или нет – вопрос, на который каждый отвечает самостоятельно.

Но возможность этого обеспечена нам пространством выставки Владимира Мартиросова и Светланы Калистратовой — этим преддверием или способом подготовки к предстоянию перед бесконечной многомерностью внутренней Реальности, где безраздельно властвует Абсолютный Инвариант

автор статьи :  к.т.н. Илья Вольнов

фоторепортаж: Ирина Разумовская