Дмитрий Жилинский. Ближний круг. В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу с 13 апреля

 

Дмитрий Жилинский. Ближний круг. В Государственной Третьяковской галерее на Крымском Валу

 

"Воскресный день" 1973 г., дерево, темпера. Государственная Третьяковская Галерея.Дмитрий Жилинский. Ближний круг

“Воскресный день” 1973 г., дерево, темпера.Государственная Третьяковская Галерея. “Дмитрий Жилинский. Ближний круг”

 

Выставка открыта с 13 апреля по 2 июля 2017 года (Москва,Крымский Вал, 10, зал 38)

Экспонируется 25 работ: 16 живописных произведений и 9 рисунков

 

"Зима на юге" , 1977 г., дерево, темпера. Государственная Третьяковская Галерея.Дмитрий Жилинский. Ближний круг

“Зима на юге” , 1977 г., дерево, темпера.Государственная Третьяковская Галерея. “Дмитрий Жилинский. Ближний круг”

Участники: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева, Посольство Королевства Дания в Москве, собрание семьи художника, частные коллекции.

Выставка Дмитрия Дмитриевича Жилинского (1927—2015) – повод вновь взглянуть на наследие мастера, «очертить» его ближний круг, определить основные векторы творчества через биографии и образы людей, близких художнику. Жилинский много работал в портретном жанре. Стремясь запечатлеть облик выдающихся личностей своей эпохи, с которыми он дружил или был непосредственно знаком, живописец наделял портретными чертами героев не только первого, но и второго и третьего планов. В ходе подготовки к выставке были установлены имена людей, изображенных на картинах, что позволяет по-новому интерпретировать некоторые произведения. Представленные работы помогают исследовать особенности образного строя и пластического языка мастера, проследить творческую эволюцию от ранних произведений 1950-х годов до получивших широкую известность картин 1960-х и далее до работ 2000-х годов.
Крупнейший современный живописец, продолжатель классической традиции русского искусства, Дмитрий Жилинский стал знаковой фигурой отечественной культуры второй половины XX века. Многие критики причисляют его к художникам «сурового стиля», однако сам мастер считал, что он «только жил одновременно с ними». Он ставил перед собой иные творческие задачи, его не волновал социальный пафос этого направления. Когда художники его поколения вырабатывали лаконичный язык «сурового стиля», опираясь на традиции советского искусства 1920-х годов, Жилинский обратился к наследию древнерусской иконописи, а также итальянского и Северного Возрождения. За каждым явлением, героем или предметом в его картинах скрывается целая история, полная метафорических уподоблений, символов и аллегорий.

Темы многих произведений, представленных на выставке, носят личный характер, они связаны с биографией художника и с судьбами близких друзей.

"У моря. Семья", 1964 г., оргалит, темпера."Дмитрий Жилинский. Ближний круг"

“У моря. Семья”, 1964 г., оргалит, темпера. “Дмитрий Жилинский. Ближний круг”

 

С ранних лет жизни он находился в окружении людей, обладавших глубокими знаниями в различных сферах искусства. Семья Жилинских еще до 1917 года была тесно связана с московской и петербургской интеллигенцией. Именно семья сыграла решающую роль в профессиональной судьбе художника. Одаренность Жилинского, проявившуюся в детстве, заметила его бабушка, сводная сестра Валентина Серова. Она отправила рисунки внука своей двоюродной сестре Нине Симонович-Ефимовой. Та, в свою очередь, содействовала поступлению юноши в Институт прикладного и декоративного искусства, где преподавал легендарный художник-график Владимир Фаворский. По приезду в Москву в 1944 году Жилинский поселился в знаменитом Красном доме в Перово, задуманном и построенном Фаворским и художниками Иваном Ефимовым и Львом Кардашовым.

Длительное общение с Фаворским и живописцами его круга сыграло важную роль в творческом становлении Жилинского, обогатило его уникальным опытом. Учителями Жилинского были лучшие мастера эпохи, и он стремился воспринять все, что могли дать знаменитые педагоги: С.А. Чуйков, Н.М. Чернышев, П.Д. Корин, А.М. Грицай.

Значительное влияние на творчество Жилинского оказала его жена и друг – скульптор Нина Ивановна. Ее портреты, созданные мастером в первые годы семейной жизни, принадлежат к лучшим работам раннего периода. Образ Нины Жилинской стал ключевым в картине «У моря. Семья» (1964, ГТГ), а само произведение – первым, с которым связывают формирование индивидуальной живописной манеры, определившей все дальнейшее творчество художника. Работа создана после поездок в Италию, Голландию, Бельгию, где Жилинский впервые увидел подлинные произведения Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, «малых голландцев». Подражая старым мастерам, Жилинский обратился к новой для себя технике темперной живописи на доске по левкасу. Наряду с женой Ниной и детьми, Ольгой и Василием, Жилинский включил в картину портреты друзей — художников Николая Терещенко, Гелия Коржева, Лавинии Бажбеук-Меликян, Петра Оссовского и Альберта Папикяна.

В «Групповом портрете студентов-скульпторов» (1964, Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева) мастер обратился к теме творческого акта. Не связывая себя развернутым сюжетом, Жилинский изобразил скульпторов Андрея Древина, Вячеслава Горяного, Всеволода Начапкина, Дину Головацкую, Андрея Диллендорфа в интерьере скульптурной мастерской Н.В. Томского в МГХИ им. В.И. Сурикова, где Дмитрий Дмитриевич преподавал рисунок. В этом произведении выявляется характерный взгляд Жилинского — его герои почти всегда будут изображены статичными, погруженными в себя.

Среди образов творческой элиты, созданных Жилинским, особое место занимает картина «Гимнасты СССР» (1964–1965, ГРМ) – один из первых образцов, в котором проявлены характерные черты зрелого мастера. Художник отказывается от тональной живописи, пишет локальными цветовыми пятнами, акцентируя линию, силуэт и избегает теней. Его персонажи созерцательно спокойны, монументальны, лишены динамики и суеты повседневного. Центральным героем многофигурной композиции является Виктор Лисицкий, ближайший друг Жилинского, после ухода из спорта ставший профессиональным живописцем.

Один из самых проникновенных в творчестве Жилинского – образ матери, Анастасии Федоровны. Наиболее ярко он представлен в картине «Под старой яблоней» (1969, ГРМ), посвященной трагической истории семьи художника. В качестве основы Жилинский использовал доску, подготовив ее по образцу иконы, в ковчеге — углубленном среднем поле на лицевой стороне доски изобразил свою мать и детей, а на полях поместил фигуры отца, расстрелянного в 1937 году, и брата, погибшего на фронте в 1944 году. Сопоставление плодоносящего дерева и женщины в окружении внуков становится метафорой несокрушимой жизненной силы. Впоследствии Жилинский много раз обращался в живописи и графике к образу матери. На выставке представлены работы «Зима на юге» (1977, ГТГ) и «Мать» (1977, ГТГ).

Не раз героями картин Жилинского становились и вторая жена Венера с маленьким сыном Николаем. Новой, счастливой поре жизни посвящено полотно «Доброе утро» (2001, частное собрание, Москва) с образами молодой супруги и сына.

Дмитрий Жилинский как блестящий портретист был известен не только в России. В 1990-е годы он создал цикл парадных портретов членов королевской семьи Дании, представленных в тронных помещениях королевского дворца в Копенгагене. На выставке можно увидеть выполненный им эскиз портрета королевы Дании Маргрете II.

Вглядываясь в героев портретов и картин Жилинского, раскрывая их роль в произведениях мастера, можно наблюдать становление художника, формирование его узнаваемого стиля. Начав свой творческий путь одновременно с шестидесятниками, Дмитрий Жилинский сумел занять автономную позицию и создал уникальную галерею портретов творческой элиты своей эпохи

Пресс-релиз и фото предоставлены PR-службой Третьяковской галереи

You may also like...