События 11.03.2019

Лирическая Аркадия Ирины Покладовой

Лирическая Аркадия Ирины Покладовой

Выставка живописи “Лирическая Аркадия Ирины Покладовой” открылась в МО “Государственный историко-литературный музей-заповедник А.С. Пушкина” в Большом зале Выставочного флигеля 01.03.2019 и будет работать до 01.04.2019 .

Куратор выставки – искусствовед Никита Махов.

Cтатья Никиты Махова.

Известный московский живописец, дипломант Российской академии
художеств и Московского союза художников, Ирина Покладова, по-
настоящему уникальный автор. По специальности она художник-
монументалист. Еще, будучи студенткой Суриковского института, Покладова
принимала активное участие в создании произведений монументального
искусства, была приглашена на выставки монументалистов. Однако,
несмотря на избранную профессию, в творческом методе ей удивительным
образом удалось органично соединить выразительную специфику, казалось
бы, двух несовместимых видов – отвлеченный философский пафос
настенной росписи с интимным душевным наполнением станковой картины.
Этот эксклюзивный образный синтез, прежде всего, воплотился в
универсальных живописных композициях, соединивших героизированный
пейзажный мотив с обнаженной натурой, преимущественно женской. Следуя
онтологической направленности большого монументального панно,
Покладова включает в изобразительное поле своих холстов
основополагающие субстанции мироздания – землю, воду и небо,
растительность и животных, наконец, главного представителя среды
обитания – человека. Все эти заглавные составляющие присутствуют на ее
полотнах в виде густых лесных массивов, прохладных речных потоков,
насыщенного закатного глянца или пронзительной смальтовой лазури
знойного летнего дня, обступивших со всех четырех сторон света
обнаженные фигуры красавиц.
Окружающая действительность со всеми ее природными богатствами
воспринимается художником в мажорном регистре, чем-то вроде
изобильного райского сада или идиллической страны Аркадии, придуманной
древнегреческими поэтами. Вот почему в созданных мастерской кистью
пейзажных ландшафтах, воспроизведенных щедрыми красками нежной, а
там, где это необходимо, и густо замешанной цветовой палитры, тяготеющей
к благородной матовой поверхности фресковой техники, так уютно и
человеку, и домашней живности. Недаром одна из картин, поистине
живописный шедевр, с обнаженной женской моделью на фоне золотисто-
изумрудной лесной куртины так и названа автором – «Нега». Нельзя не сказать еще об одном полотне, несомненно, задуманном как этапное творение. Эпической аллегории джорджоньевской широты – «Лето»,
символически воплотившей в обнаженной лежащей, раскинувшейся на роскошном пологе луговых трав, витальную полноту бытия. Той же приподнятой интонации, восторженному отношению к жизни призваны служить и многочисленные натюрморты с букетами цветов, исполненных яркими праздничными колерами.
При всем том, если бы в своем творчестве Ирина Покладова
удовлетворилась одной чувственно-материальной стороной жизни,
ограниченным плотским началом, пускай даже и взятом в собирательном натурфилософском ключе, ни о какой подлинной самобытности ее художественной поэтики говорить было бы не возможно. Поэтому уже в самом начале был подчеркнут и другой важнейший аспект ее мировоззренческого кредо, а именно – лирический. Покладова испытывает ментальную потребность обнаружить в материальных творениях глубинные
одушевляющие импульсы, стремиться распознать за непроницаемой
оболочкой реальных объектов их душевную категорию. Мир окружающих вещей ей видится не механическим скоплением косных созданий, а целостным живым организмом, проникнутым родственными взаимосвязями.
Обнаруженный нами посыл авторского мировидения мы имеем полное право рассматривать чем-то вроде языческого пантеизма. Но именно этот, уходящий в далекую историческую перспективу, поэтический взгляд, чувство имманентной сопричастности всех элементов бытия и позволяет живописцу глубоко правдиво выразить в своих работах душевное родство, изначальную космическую близость живой и неживой материальности. Как это, например,
замечательно выразилось в холсте «Встреча», где девушка обнимается с барашком, доверчиво прильнувшим к ее лицу. А камертоном их содружества служит гигантская светящаяся крона могучего дерева, словно отлитая из сплава драгоценного золота. В сформулированной повествовательно- пластической метафоре необыкновенно ярко запечатлелись эмоциональный
подъем автора, жизнеутверждающая интенция, чувство неразрывной связи человека и окружающих его пространственных форм. Той же теме мировой согласованности пластически отвечает и манера написания обнаженного тела, живописная карнация которого слагается из тончайших полупрозрачных лессировок, позволяющих буквально слиться персонажу с природным окружением.
Думается, присущий индивидуальному восприятию Ирины Покладовой одухотворяющий пантеизм позволил ей взойти в своей художественной стратегии еще на одну содержательную ступень, какая ведет в иные сферы.
Приблизившись в эстетической практике к всеобщей мировой душе, она сумела как бы подняться над земной поверхностью и посмотреть на все присутствующее сверху, с расстояния заоблачных высот. Тем самым приобщив душевный фактор к высшим духовным уровням. Что вообще свойственно представителям московской художественной традиции поколения восьмидесятых, к которому, по своему возрастному цензу, принадлежит и Покладова. Выстраивая композиционную структуру живописных холстов, произведений скульптуры или графики в направлении вертикальной координаты, мастера данной генерации интуитивно заложили некую мистическую ось, объединившую землю и небо, открытые поочередно предшествующими поколениями авторов. В контексте наших рассуждений эта мистическая направляющая как нельзя лучше согласуется с идеей глобального взаимодействия, которой всецело и занято искусство живописца. Подтверждением возвышенных устремлений Покладовой служат два сюжетных полотна – «Северная Мадонна» и «Светлый праздник».
Иконописной статью которых, взятой в душевном лирическом качестве, утверждается приоритет личной просветленности, необходимость индивидуального проникновения в таинственную область трансцендентных ценностей. В обеих картинах таковые визуально явлены не только подобающей иконографией задействованных персонажей, но и мерцающими полукружиями желто-оранжевых прописок, вызывающих прямую ассоциацию с геометрией нимба.
Н.М.Махов

 

Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника, с 10 до 17 часов

Адрес: 143050, Российская Федерация, Московская область, Одинцовский район, пос. Большие Вяземы, Музей-заповедник А.С. Пушкина

Проезд в усадьбу Вяземы: с Белорусского вокзала города Москвы электропоездом до станции Голицыно, далее автобусом №38, №50, маршрутным такси №38, №79, №1055 до остановки «Институт» (3-я) или 20 минут пешком.
На автобусе или автомашине: 44 км. Можайского шоссе.

 

You may also like...