Олимп и Сион. Античный и древнееврейский миф в скульптурах Григория Златогорова а РАХ 02 – 21 марта 2021 г.

Автор: | 02.03.2021

Олимп и Сион. Античный и древнееврейский миф в скульптурах Григория Златогорова а РАХ со 02 – 21 марта 2021 г.

Российская академия художеств и галерея «Веллум» представляют выставку Олимп и Сион.

Античный и древнееврейский миф в скульптурах Григория Златогорова в РАХ со 02 – 21 марта 2021 г.

 

Адрес: Музейно-выставочный комплекс РАХ. Галерея искусств Зураба Церетели, Москва, ул. Пречистенка, 19

 

2 марта 2021 года Российская академия художеств и галерея «Веллум» открывают выставку
«Олимп и Сион. Античный и древнееврейский миф в скульптурах Григория Златогорова». В
экспозицию войдут около пятидесяти произведений, созданных скульптором в 2008 – 2020 годах.
Олимп и Сион – символы двух древних цивилизаций, чье наследие постоянно присутствует,
прорастает в нашей действительности. Миф античности и миф древнееврейской цивилизации
трансформируются и переосмысливаются в работах Григоря Златогорова. Он вдохновляется
греческой скульптурой, размышляет о героях мифов и трагедий. Скульптор путешествует по
античным городам и участвует в раскопках античного города Китей, находящегося в ста
километрах от легендарного Пантикапея, на месте которого потом появился город Керчь. Подобно
скульпторам Эллады, Златогоров работает в бронзе, то полируя ее, то оставляя ее поверхность
шероховатой, как будто только что извлеченной из-под земли и античные сюжеты в его
скульптурных сериях происходят «здесь и сейчас».

Григорий Златогоров родился в 1965 году. Окончил Театральное художественно-
техническое училище и Московский полиграфический институт; член Союза художников.

В начале своего творческого пути Григорий Златогоров получил известность как художник-
иллюстратор, способный тонко и изобретательно воплощать сказочные, библейские и поэтические
образы.

Одна из самых известных его работ – иллюстрации к книге «Алиса в стране чудес».
Заинтересовавшись историей и традициями своей семьи, Григорий стал изучать технику
бронзового литья, создавать скульптуру малых форм, привнося в нее поэзию и дух прошлого.
Семейная память проявляется в сюжетах, связанных с традициями и мифологией еврейского
народа, навеянных также и литературным творчеством Шмуэля Агнона и Шолома-Алейхема.

Создавая скульптуры на библейские и исторические темы, выполняя серии фигур, такие как «12

колен Израиля», «Еврейские праздники», «Клейзмеры», Григорий Златогоров ищет символические
обобщения, оставляя место для тайны и недосказанности.

Григорий Златогоров сегодня практически единственный скульптор, работающий в
классической манере, основы которой были заложены ещё Евгением Лансере. Златогоров отливает
свои композиции в единственном экземпляре, что делает произведения раритетными (возможные
повторы всегда вариативны). Его работы отличает тончайшая проработка деталей и декоративная
насыщенность. В бронзовых работах скульптора видна особая пластическую выразительность,
тщательная проработка форм, обилие тонких деталей и подробностей, буквально завораживающих
зрителя.
В условном разделе выставки «Сион» – знаковые образы древнееврейской мифологии.
Здесь «Ной», жаждущий спасения герой одноименной работы, изо всех сил сам дует в парус
своего дырявого, едва держащегося на плаву, ковчега. Ной знает о том, что его миссия – благодаря
договору со Всевышним – завершится благополучно, но понимает необходимость самому
наполнить свой парус.
Композиция скульптуры «Отпусти народ мой» строится как театральная сцена. Огромная
голова фараона нарочито контрастирует с небольшими фигурками Моисея и Аарона, с
крохотными воинами войска фараона. Подобный художественный приём напоминает о
свойственном египетскому искусству принципе, когда статус и могущество персонажа
подчеркивались масштабом изображения, его грандиозностью.
Скульптура «Бецалель из местечка» это, по сути, архитектурный портал, к которому
ведут три ступени. В открывающемся проеме, мы видим еврея из местечка, который
сосредоточенно работает над величественным семисвечником. Это не просто ремесленник,
делающий менору для синагогального пространства (большие меноры, выполненные из камня,
стали помещать в синагоги еще в поздней античности, а в средние века их начали делать из
металла). Создавая что-то для синагоги, он устанавливает важнейшую для еврейской культуры
связь между синагогой и утраченным в 70 году Иерусалимским Храмом. Потому-то сам художник
и становится Бецалелем (Веселиилом в русском переводе Библии) – знаменитым первым
еврейским художником, который по прямому божественному откровению делал Божественную
скинию с ее предметами и Ковчег Завета.
Среди произведений Златогорова, представленных на выставке в разделе «Олимп» – работа
«Оракул»: здесь магическая лестница-антенна, увенчанная бюстом прорицательницы-Пифии,
улавливающей отзвуки воли богов, вырастает из головы древнего божества, которая могла бы быть
найдена удачливым археологом где-нибудь между Кипром и царством этрусков. Внутри головы,
словно поврежденной веками ожидания раскопок, видны фрагменты еще более таинственных
артефактов. Узор на шлеме загадочно улыбающегося божества напоминает одновременно и линии
археологического раскопа, и микросхему, улавливающую сигналы, идущие на Землю.
Скульптура «Миф» – это динамичный стоп-кадр, объединяющий сюжеты истории любви
Европы и Зевса с одной стороны и предательства Ариадной своего единоутробного брата
Минотавра из-за любви к герою Тесею – с другой. Стремительное движение Зевса-Минотавра,
сковывает опутавшая его нить Ариадны. Нарочито грубо выполненная черно-зеленая «шкура»
Зевса-Минтавра контрастирует с тонко проработанной, прочеканенной женской фигуркой, которая
либо пытается удержать чудовище, либо развлекается, словно качаясь на чувственных качелях.
Скульптура «Атлант» – могучий герой, удерживающий на своих плечах тяжесть небесного
свода, каким видели его древние греки. Атлант Григория Златогорова держит круг неба, в центре
которого, подвешенная внутри круга, – земля, каменная твердь. Глаз знатока увидит в
златогоровском «Атланте» отражение великого Ахилла, героя Троянской войны, персонажа
противоречивого – потому и круг небес, который он держит – это не спокойная твердь с

небесными светилами. Это обрывки и обломки, среди которых лошади из процессии эфебов
Фидия, фрагменты греческой архитектуры, лица других героев. И во главе этого круговорота –
Медуза Горгона, демон, чья ужасающая улыбка парит над поверхностью видимого мира. Вместо
неба – человеческая история и цивилизация, вместо бесстрастного героя – человек, напряжением
воли удерживающий тяжесть. Это круговорот бытия, ответственность за которое берет на себя
человек, герой, Атлант.

Выставка пройдет в музейно–выставочном комплексе Российской академии художеств. Галерея
искусств Зураба Церетели. Москва, ул. Пречистенка, 19 со 2 -го по 21 марта