Выставочный проект «Космос наш!» стартует 8 апреля в галерее ARTSTORY

Автор: | 31.03.2021

Выставочный проект «Космос наш!» стартует 8 апреля в галерее ARTSTORY

Выставочный проект «Космос наш!», исследующий космическую тему в работах
художников XXI века, пройдет в галерее ARTSTORY с 8 апреля по 30 мая 2021 года.
Выставка проводится в год важнейшего юбилея – 60-летия первого полета человека в
космос.
Мультидисциплинарный проект, решающий задачу отражения космической повестки
в современном искусстве, уже имеет определенную историю. Впервые выставка,
показывающая, насколько такая тематика вообще интересна российским художникам,
представителям как актуального, так и традиционного направлений, состоялась в
Московском музее современного искусства в 2014 году. Далее она совершила
путешествие по нескольким регионам России; при этом каждый раз корпус
представленных работ существенно менялся.
Участники новой экспозиции – 40 художников из Москвы и разных городов России:
Алексей Азаров, Алексей Алпатов, Мария Арендт, Наташа Арендт, Алексей Бегак,
Константин Батынков, Дима Вирже (Омск), Алина Белоусова (Саратов), Ринат
Волигамси (Уфа), Андрей Гросицкий, Александр Дашевский (Санкт-Петербург),
Александр Кабин (Ярославль), Алена Калянова, Сергей Катран, Вячеслав Колейчук,
Таисия Короткова, Максим Ксута, Кирилл Кто, Анастасия Кузнецова-Руф, Олег Кулик,
Василиса Липатова, Владимир Любаров, Дмитрий Ляшенко, Владимир Марин
(Калуга), Владимир Мигачев (Краснодар), Настя Миро, Михаил Молочников, Дамир
Муратов (Омск), Аркадий Насонов, Георгий Острецов, Вова Перкин, Иван Плющ
(Санкт-Петербург), Кирилл Рубцов, Федор Савинцев, Мария Сафронова, Ольга
Солдатова, Василий Слонов (Красноярск), Юрий Татьянин (Липецк), Сергей Чернов,
Дмитрий Шорин (Санкт-Петербург), Сергей Шутов, Наташа Юдина (Томск).
Авторы создали уникальные произведения, объединенные одной темой: космос и его
восприятие в современном обществе. Многие из них были задуманы и исполнены
специально для этого проекта. Работы различны не только по техническому
воплощению (в экспозицию вошли объекты, масляная и темперная живопись,
фотография, скульптура, биохолсты и 3D-печать, реди-мейд, пирография, шамот и
стекло, вышивка и вязание, панно с использованием микросхем и радиодеталей); но
и по стилевому решению (от гиперреализма до наива, от пост-поп-арта до
концептуализма); а также по смысловому наполнению. Все это – художественные
интерпретации, демонстрирующие отношение современных авторов к полетам, небу,
ракетам, космонавтам, спутникам, знаменитым ученым и конструкторам. Перед нами
предстают как отображения реальных лиц, событий и фактов в области освоения
космоса, так и философские и фантастические произведения на тему Вселенной и
человека в ней. Сегодня и полеты за пределы земной атмосферы стали почти
обыденными, и даже космический туризм уже не является фантастикой, люди
всерьез продают участки лунной поверхности и думают о предстоящей колонизации

Марса; а художники смотрят в космические дали, в «бесконечность и выше», и
пророчески пишут основы новой космической психологии.
Особенностью нынешнего выставочного проекта явилось большое внимание со
стороны художников к личности первого космонавта Юрия Гагарина. 60 лет прошло с
момента первого полета человека в космос, но интерес к узнаваемому и понятному
изображению главного героя отечественной космической истории не иссяк. К
примеру, Наташа Юдина выполнила портрет «Гагарина» в своем фирменном стиле–
связала на гигантских спицах. Алексей Бегак создал портрет Юрия Гагарина в
технике коллажа, использовав вырезки газет за 13 апреля 1961 года. Тем самым
автор обращает зрителя к актуальной для современного искусства теме памяти.
Подобно воспоминанию, лицо космонавта складывается из обрывков, осколков
информации. Ту же тему, по сути, затрагивает Алина Белоусова (Digitalina): она
складывает образ героя из фрагментов печатных плат, микросхем, винтов и
радиодеталей – материалов более чем актуальных, когда речь идет о технической и
космической проблематике. Память в данном случае обретает более вещественное
выражение, образ воспринимается чуть более объективным. К теме памяти
обращается и Дмитрий Шагин. Его работа «Лайка, Терешкова и Леонов» – своего
рода оммаж массовой культуре: образы определенно напоминают почтовые марки,
столь широко распространенные во второй половине ХХ века.
Пространство вымышленного музея, объединяющего все технологические и научные
достижения человечества, в котором предметы расположены вне зависимости от
своей функции или какой-либо логики, можно увидеть в работе Таисии Коротковой.
Ракета – модель космического корабля, выполненная по рисункам Константина
Циолковского, которая находится в музее космонавтики в Калуге. На переднем плане
изображен столик с метеоритом. В глубине – красный обломок космического
аппарата из музея космонавтики в Москве, и кубическая деталь ускорительной
установки из неназванного НИИ.
Преодолению разобщенности поколений и теории философа-космиста Николая
Федорова посвящен проект «Открытое пространство» Марии Арендт. Это
виртуальное послание четырех поколений художников семьи Арендт-Айзенштадт во
Вселенную. Сообщение, которое отправляется в космос на вышитой ракете,
синтезировано из произведений искусства предшествующих поколений и их
потомков.
Мария Сафронова и Настя Миро в своих изображениях представляют условный
«репортаж» о жизни космонавтов, рассматривают фрагменты их трудовой
повседневности. Миро посвящает работы людям, которые работали над значимыми
космическими программами – такими как, например, лунная миссия «Аполлон».
Однако в данном случае для автора очень важно ощутить причастность к опыту
героев своих картин, поэтому со многими из них Настя встречалась лично. Для
Сафроновой также ценно личное переживание при работе над сюжетами. Мария
пишет: «На создание серии “Вахта“ меня вдохновили космические снимки и
современные фильмы о космосе. Эти образы мне близки с детства: во времена
СССР мои родители работали в космической промышленности и участвовали в
проектировании орбитального корабля “Буран“. Во время работы над картинами я
читала дневники реальных космонавтов: об их быте, размышлениях, ощущениях».
Такой подход художника создает своеобразный «эффект подглядывания», а иногда

даже соучастия. Как это происходит с героями полотен Дмитрия Ляшенко, для
которых лунные пейзажи стали практически обыденностью, а созерцание Земли
через стекло скафандра – рутиной. Сами персонажи превратились в давно знакомые
собирательные образы, мемы.
Дмитрий Запылихин вписывает космическую тему в контекст популярной культуры –
его рисунки напоминают скорее рекламные объявления. Это помогает сделать
работы более «народными», понятными, вплести тему покорения космоса в
повседневность. А Василий Слонов использует реди-мейд объекты в стилистике
пост-поп-арта, преобразуя предмет женского белья в «Пояс Ойкумены». Подобным
образом поступает и Владимир Марин, в руках которого обычный чайник
превращается в «Полярную звезду».
Есть также авторы, создающие собственные герметичные вселенные, но
неожиданным образом транслирующие через них идею связи. К ним относится Алена
Калянова с ее «Ловцами сигналов» – причудливо вытянутыми объектами,
воссоздающими микропространство глубокой медитации, сеанс обмена информацией
между внутренним и внешним космосом. Здесь же стоит упомянуть о матрицах
Сергея Катрана, выполненных из заготовок для близкой нам всем русской матрешки,
но при этом представляющих собой сложную систему кодировки. Еще одна работа
Катрана – продолжение знаменитой американской миссии NASA. Художник готовит
визуальную часть для новой межгалактической миссии «Вояджер-3». Работы
выполнены из бересты, так как этот материал прошел испытания и показал свою
прочность и долговечность в условиях, близких к экстремальным.
Михаил Молочников с его «Архитектонами», следуя по пути Казимира Малевича,
создает архитектурные вариации на тему будущего – именно с этой практикой многие
ассоциируют понятие «космос» даже в наше время. Это красочные, созданные из
правильных геометрических фигур столбы, которые одновременно напоминают
объекты живой природы и намекают на технологическое совершенство.
Наконец, «Облако», сделанное с помощью ручной 3D-печати и пластика, – это
космос, к которому, по замыслу Василисы Липатовой, можно прикоснуться;
туманности и облака, которые можно буквально потрогать; но, с другой стороны, это
придуманные объекты некой параллельной вселенной, где жизнь идет по своим
правилам, а пространство материализуется в объекты – по своим.
Кураторская группа: Дмитрий Буткевич, Валерия Галлай, Люсинэ Петросян.
Работы предоставили авторы; галереи 11.12, Fine Art, NK Gallery, ARTSTORY, а также
коллекционеры Любовь Агафонова и Денис Химиляйне.