События 09.07.2012

«Процесс» Дуэт Анастасии Хохряковой и Александра Миронова в «Открытым Клубе» на Спиридоновке

«Процесс»  Дуэт Анастасии Хохряковой и Александра Миронова в  «Открытым Клубе»

5 июля 2012 года  «Открытый Клуб» на Спиридоновке 9/2 представил  живопись Анастасии Хохряковой и скульптуры Александра Миронова. Оба экспонента владеют языком классического искусства и стилевых направлений XX века, что позволяет им свободно выражать собственные творческие решения. Школа МГАХИ им. Сурикова, который Саша и Настя закончили в середине 2000-х годов, чувствуется в их работах. Идея соединить в одном выставочном пространстве этих мастеров удачна: их произведения гармонируют.

Анастасия Хохрякова – член секции монументальной живописи Московского союза художников (МСХ), лауреат многочисленных художественных премий. Ее картины привлекают внимание зрителя экспансией, насыщенным колоритом и широким кругом сюжетов. В станковой живописи А. Хохрякова зарекомендовала себя в качестве экспрессиониста. В настоящее время она обратилась к абстракции. По словам художницы, «ей тесно в рамках предметной живописи». Именно с этим новым творческим этапом напрямую связана концепция выставки, согласно которой сюжетные картины на темы из древневосточной литературы, Ветхого и Нового Заветов, находят отражение в парных абстрактных композициях. Библейские сюжеты – «Изгнание из Рая» (2007), «Сусанна и старцы» (2008), «Бегство в Египет» (2011), «Гефсимания» (2009) – перемежаются с циклом из десяти «Абстракций» (2012). Эта черта, неожиданная на взгляд неискушенного зрителя, относится к характерным проявлениям московской школы живописи. Так, например, то же качество органичного соединения абстрактной и библейской линий присуще
творчеству живописца и скульптора Александра Волкова (род. в 1937 году). Действительно, у Насти сильна связь с поколением шестидесятников и семидесятников.Картина «Переславль- Залесский» (2010) отсылает зрителя к традиции Виктора Попкова, Виктора Иванова и других мастеров «сурового стиля». Лучезарный пейзажный вид старинного русского города с колоритным образом присевшей на пригорок старухи, которая, по словам автора, символизирует Россию, интересен введением приема панорамной перспективы и кубофутуристическими элементами. Подобная перспектива, характерная для К.С. Петрова-Водкина, является непросто одним из композиционных приемов, а отражает мировоззрение художницы. Образ сферического мира представил в «Божественной комедии» Данте, в системе координат которого А. Хохрякова прекрасно ориентируется. «Переславль-Залесский» стоит обиняком среди ее других двадцати работ, представленных в «Открытом клубе». Однако картин такого рода у Насти много, просто они принадлежат к предыдущему этапу. К особым творческим удачам на выставке относится «Далила» (2009) – продуманное произведение, содержащее ряд находок и новаторских черт.

Вне зависимости от сюжетной основы живопись Анастасии Хохряковой открывает глубинную связь с итальянским Возрождением. Джотто, Пьеро делла Франческо, фра Анжелико, Рафаэль – это мастера, которые вошли в ее сознание, отразились на композиционных принципах построения и трактовке персонажей. Не менее значителен для нее Эль Греко, замкнувший плеяду ренессансных мастеров и открывший путь искусству Нового времени. Таким образом, картины Анастасии Хохряковой представляют уникальное в современном искусстве явление: она не просто апеллирует к мастерам Возрождения, но отображает их творческие принципы, исходя из собственной индивидуальности. Фактически А. Хохрякова переводит живописные формулы Ренессанса на язык современного искусства, применяя их для создания как сюжетных, так и абстрактных образов. Среди мастеров современности особую роль в ее сложении как художника сыграл Таир Салахов (род. в 1928 году), стажировку в мастерской которого она успешно завершила в ноябре 2011 года.

Анастасия рассказывает о своем развитии как живописца, которое привело ее на путь абстракции: «Я нахожусь в непрестанном поиске. Я хочу понять, из чего состоит живопись, постичь ее магию…. ”

Ярко и образно говорит Анастасия об оригинальной концепции выставки, в которой сюжетные работы находят продолжение в абстрактных: «Я взяла значимые работы и попыталась перевести их на язык абстракции, уйти от реальности. Получились живописные пары, фигуративная картина и абстрактная. Для меня это процесс самопознания, переворачивания зрачка внутрь себя, при этом зритель вдруг может увидеть белки глазных яблок вместо радужной оболочки».

Вне зависимости от стилевого направления и сюжетной основы картины Анастасии Хохряковой находятся в основном русле современных художественных тенденций. Хохрякова – поливалентный художник. Лежащий в основе ее творчества полистилизм является проявлением постмодернизма. При этом она отнюдь не идет по пути стилистических подражаний, пытаясь найти себя то в одном, то в другом стиле. Не идет она и на поводу у моды. Скорее, подобная поливалентность связана широтой культурных ориентиров, знанием истории мирового искусства, в которой она отдает пальму первенства Возрождению. Художница владеет языком классики, которую ей дано чувствовать изнутри, и языком актуального искусства. Оба языка для нее служат инструментом выражения творческой индивидуальности. В работах Насти важна не стилевая принадлежность, а ее собственный взгляд на вселенную. Основным сюжетом живописи Хохряковой по ее словам является «человечность, взаимоотношения между людьми, человеческие формы, живое, то, что давно уже не является фокусом искусства».

В станковых картинах Анастасии Хохряковой чувствуется ее принадлежность к цеху монументалистов. Это выражается в композиционном построении работ, владение большим форматом органично вытекает из ее профессиональной деятельности, существенная доля которой приходится именно на монументальную живопись. Экспрессия цветовой палитры, интенсивность раскрытия темы дают повод для переклички выставки работ А. Хохряковой с экспозицией «Женская уязвимость» Аннушки Броше, открывшейся на днях в галерее Brusov Art Communication.

Александр Миронов заявил себя на «Процессе» как сложившийся скульптор, автор оригинального стиля, проявившегося в представленной публике серии «Зимний Версаль». Владение различной фактурой, авторские сюжеты позволяют отнести его к заметным представителям современной скульптуры. Александр, успевший сделать международную карьеру в Канаде, – член секции скульптуры МСХ. Ярко проявил себя Миронов и в графике, однако, его графические работы остались за рамками выставки.

Наряду с Анастасией Хохряковой, Александром Мироновым к видным представителям поколения молодых художников 2000-х, выпускников Суриковки, относятся Максим Смиренномудренский, Павел Отдельнов и многие другие. Творчество этих мастеров, одаренных в художественном плане и богатых духовно, живущих насыщенной внутренней жизнью, позволяет утверждать, что разговоры об угасании живописного жанра и его замещении фотографией, видео артом, инсталляцией и другими видами искусства преждевременны. Пока есть мастера, для которых язык живописи является естественным средством выражения мыслей, искусство живописи будет жить. В этом аспекте название выставки – «Процесс» – символично. Оно отражает как творческую суть экспонентов, Насти и Саши, находящихся в состоянии поиска новых творческих решений, так и то, что российское современное искусство находится в процессе смены ориентиров.

Елена Садыкова,

кандидат искусствоведения

эксперт русской живописи
XIX – XX веков Минкультуры РФ

Фото  Оксаны Гротельер

You may also like...