«Двенадцать окон» Алисы Богоявленской

«Двенадцать окон» Алисы Богоявленской.

С 29 мая по 17 июня 2012 г. в Москве проходит выставка молодого
московского живописца Алисы Богоявленской, имеющей в своем багаже
персональные выставки на таких престижных площадках, как «Галерея ОСТ»
(2008), «Галерея А3» (2009), галерея «Brusov Art Communication» (2011)
и Библиотека им. М. В. Волошина (2011). Для представления семилетней
ретроспективы живописных работ, посвященных раскрытию темы
архитектурного пейзажа, Алиса выбрала необычное и привлекательное место
– арт-площадку «Зеленая Дверь» на Сретенском бульваре. Расположенный
в уютном московском дворике за зеленой кованой дверью недавно
появившийся на карте художественной Москвы арт-центр представляет из
себя клуб встреч творческой молодежи и людей искусства.
Алиса Богоявленская известна публике яркими и убедительными
образами Москвы, выполненными в крупном и среднем формате, а также
фотосериями и многими другими работами. Урбанистические пейзажи
Богоявленской связаны с традицией пейзажной живописи 1920-х – 1930-
х гг., как русской, так и западноевропейской школ. Переосмысление
художественных авангардистских течений, внутренняя связь картин
Алисы Богоявленской с работами таких мастеров, как Александр Дейнека,
Александр Лабас, Павел Филонов и Джино Маринетти, Умберто Боччони,
Антонио Сант`Элиа, позволяют раскрыться ее творческой индивидуальности.
Свободное владение стилевым диапазоном, в том числе и реалистическим
методом, профессиональное мастерство позволяют Богоявленской выразить
глубоко личностное, основанное на многолетних наблюдениях, восприятие
родного города.
В основе сюжетного строя пейзажных работ Алисы, запечатлевших
старинные московские улочки и просторные площади, раскинувшиеся
над Москвой-рекой мосты и зеленые бульвары, лежит разностороннее
исследование московской городской среды. Многочасовые, насыщенные
встречами прогулки по излюбленным местам, во время которых Алиса
открывает «свой» город, позволяют ей прочитывать в хорошо известных
архитектурных образах новые, дотоле никем не услышанные ноты.
Несомненно, что Алиса ведет внутренний перманентный диалог с Москвой.
Урбанистические образы Богоявленской имеют сложную полифонию.
Точно найденные ракурсы, сложно выстроенные композиции, семантически
насыщенные структуры, динамичное развитие сюжета, психологизм
трактовки являются залогом создания глубоких философских картин.
Отдельную сторону творчества художника составляет прием зеркальных
отображений. Прием сочетания форм многомерных архитектурных
конструкций с вклинивающимися в них геометрическими зеркальными
поверхностями приводит к неожиданному результату: зеркала отражают
внутреннюю сущность города, конкретные урбанистические сюжеты

приобретают философское звучание, Москва же является отображением
вселенной.
«Сретенка» (2006), «Неглинка» (2007), «Никитский бульвар»
(2009), «Красная площадь» (2010), «Киевский мост» (2011), «Лубянская
площадь» (2012), «Манежное погружение» (2012) – сюжетную основу этих
работ составили архитектурные мотивы, растиражированные в
многочисленных живописных и фото произведениях. Однако живопись
Богоявленской фактически не имеет ничего общего с направлением «архитектурной ведуты», главную цель которого составляет фиксация городского вида. Хорошо знакомые архитектурные сюжеты
являются отправной точкой погружения во внутреннюю сущность города с
помощью «урбанистических зеркал» согласно терминологии самой
Богоявленской. Городские виды, трансформированные в идеализированные
архитектурные пространства, не нуждаются в зримом присутствии человека,
хотя ряд работ и содержит образы людей. Такие, представленные на
выставке живописные работы, как «Зеленый вокзал» (2006), «Демоны на
Малой Грузинке» (2007), «Выход на площадь» (2008), «Видение древа (на
Тверской)» (2009) обладают чуть меньшей конкретикой сюжета. Однако им
присуща та же глубина звучания, как и у перечисленных выше картин. Таким
образом, название выставки «Двенадцать окон» символично:
урбанистические пейзажи Богоявленской и есть те самые «окна в мир»,
посредством которых зритель может услышать внутреннее звучание
выбранного художником в качестве сюжетной основы городского мотива.
Архитектурные конструкции и сооружения являются своеобразными «окнами», через которые зритель может заглянуть в глубь понятий и присоединиться к Алисе в ее увлекательном и манящем путешествии по Москве, ее тайным смыслам и образам.
Работы Алисы Богоявленской находятся в собраниях Московского
музея современного искусства (ММСИ), Музея современного русского
искусства (США), МГУ им. М.В. Ломоносова, а также в частных собраниях
Н. Доджа, М. Алшибая, А.Глезера и других известных коллекционеров.

Елена Садыкова,
кандидат искусствоведения,
эксперт русской живописи
XIX – XX веков Минкультуры РФ

You may also like...