Здравствуйте, господин Гоген или же В траве в рост человека
Выставка Юрия Петкевича “Здравствуйте, господин Гоген или же В траве в рост человека” откроется в Artplay в кафе Гоген вечером 8 апреля 2021.
Выставка будет работать до 10 мая 2021 года по адресу: Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, д.10, стр.10, кафе Гоген.
Под фото картины “Цветы”- чудесное эссе автора, очень советую его прочитать, это несложно, ибо, начав читать вы уже не остановитесь.
Юрий Петкевич, кроме того, что – замечательный художник, еще издаваемый писатель, Лауреат Горьковской Премии по литературе за сборник “С птицей на голове”.
Больше всего у Гогена я люблю его «Здравствуйте, господин Гоген!» У него две
такие работы «Здравствуйте, господин Гоген!» Одна из коллекции Арманда Хаммера,
другая из Национальной галереи в Праге. Из Праги – мне нравится больше, но люблю – из
коллекции Хаммера. Хотя подлинников я не видел – ни из Праги, ни из коллекции
Хаммера, – только одни репродукции. Но полюбить можно и по репродукции, если она из
детства. Я уже с детства охвачен был страстью к рисованию, однако музеи с картинами
были только в больших городах – и я мечтал о больших городах. Впрочем, никто из
ближних не догадывался, о чем я мечтаю, разве что старшая сестра. Она уже жила
самостоятельной жизнью в одном таком большом городе, где был музей с картинами, но
там, я знал, были «ненастоящие» картины. Чтобы увидеть «настоящие», надо ехать в
Москву или в Ленинград. И сестра как-то поехала в Ленинград. Как раз привезли из
Америки выставку из коллекции Хаммера, и моя сестра попала на эту выставку. А потом,
когда приехала домой, показала мне журнал с репродукциями картин с выставки – и
самую ей понравившуюся – «Здравствуйте, господин Гоген!» И я нашел в этой картине
радость от «голых» красок. Я в первый раз увидел картину именно с «голыми» красками.
Не буду объяснять, почему краски Гогена назвал «голыми». И почему радость самая
сильная от «голых» красок! А может быть, дело не в красках, не в картине, а в радости
моей сестры, побывавшей в Ленинграде. От ее счастья и я возликовал; то – что она
полюбила – и я полюбил. И сохранил эту любовь к «голым» краскам на всю жизнь.
А вот что пишет сам Гоген: «…А мне нужна деревня. Я люблю Бретань; когда мои
деревянные башмаки стучат по этой гранитной почве, мне слышится тот тон – глухой,
плотный и мощный, который я ищу и в живописи». И я, прочитав эти строки, вспоминаю
свое детство, свои тропинки, по которым бегал босиком, но слышу другой звук, какой-то
другой, – и поэтому пишу не «голыми» красками, хотя очень их люблю. И вот – как-то
решил пройтись по одной из своих тропинок, а ее не найти в траве в рост человека. И я не
хочу, как Гоген, никуда уезжать, ни на какие Таити, когда мои тропинки заросли травой в
рост человека, и поэтому не могу писать «голыми» красками. А хочу!
И у меня путь только один – вернуться в детство. Как-то я спросил у дедушки: а
бывают у лошадей голубые глаза? Он ответил: когда у коня синие глаза – значит конь
слепой! И я спросил у папы: а правда, что быки бросаются на красный цвет? Ты же
раньше держал быков, – напомнил я папе, – я был тогда маленький, и не помню. – Раньше
не было красного цвета, – сказал папа. Я тогда попросил бабушку: научите меня булки
печь в печи! – А она сказала: тебе не надо никогда будет в жизни булки печь! А мама мне
сказала: жениться надо хорошо! Если ты не найдешь себе хорошую девочку, то лучше – и
не жениться! Я нашел хорошую девочку, и старшая сестра повезла меня с этой девочкой
в цирк – и я ударил ее в цирке канатом по голове… И я нарисовал, как я ее нечаянно
ударил в цирке канатом по голове. А девочка заплакала: а почему я голая? А сестра
спросила: что ты сегодня сделал прекрасного для человечества???
Юрий Петкеевич
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.