Татьяна Тхарева-композитор, музыкальный критик
специально для www.fulljazz.ru
В минувшие выходные в московской усадьбе «Царицыно» прошёл XII международный фестиваль «Усадьба джаз». Более чем за 10 лет своего существования фестиваль зарекомендовал себя ведущим музыкальным форумом в России, конкурировать с которым может, пожалуй, лишь более молодая «Дикая мята». Фестиваль, который зарождался как площадка для молодых, подчас андеграундных и экспериментальных исполнителей и коллективов, сегодня собирает хедлайнеров джаза, рока, этномузыки и ряда других направлений.
В этом году фестиваль подвергся существенному «апгрейду». Прежде всего, площадка фестиваля была перенесена из «намоленного» Архангельского в более удобное для столичной публики Царицыно, выигрышная топология которого позволила собрать рекордное количество публики – около 50 тысяч человек. Увеличилось и количество площадок: к традиционным «Партер» и «Аристократ» добавились «Индикатор» и «Полисад», отданные молодым музыкантам, работающим в прогрессивных направлениях электронной и этнической музыки. Триумфаторами этого грандиозного феста стали Диана Арбенина со специальной двухчасовой акустической программой, державшей внимание слушателей наперекор проливному дождю. В первый же день фестиваля публика имела возможность «оторваться» под энергичные и зажигательные ритмы короля афробита Тони Аллена, а изысканных меломанов поразил сенсационный неосоул-квартет Hiatus Kayote. Фестиваль получил достойное обрамление: джаз-марафон был открыт блюзовой группой Crossroad и Эстрадным оркестром Сергея Мазаева, а венчал его всенародный любимец один из фаворитов «Голоса» Антон Беляев и Therr Maitz. Музыканты, чей стиль основывается на синтезе фанка, ньюэйджа и фьюжена и выгодно отличается гипнотическим атмосферным саундом, исполнили как известные хиты, так и новые песни не без помощи колоритной бэк-вокалистки Виктории. Повезло и любителям классического джаза: трио Даниила Крамера и оперной дивы Хиблы Герзмавы продемонстрировали органичный стилистический синтез. В атмосферу безбашенного балканского праздника можно было погрузиться с оптимистичными музыкантами из Bubamara brass (кстати, Бубамара – это имя одной из героинь фильма Эмира Кустурицы «Чёрная кошка, белый кот»). Насладиться роскошным голосом отечественной соул-дивы Мириам Мерабовой можно было в сопровождении трио «Мирайф» на одной из площадок. Не отставали и модные сегодня брасс-ансамбли: вслед за «Бубамарой» выступил и «Моссбрасс», и медитативный норвежский дуэт Daniel Herskidal.
Особый акцент был сделан на офф-программу: усадьба XVIII века гостеприимно распахнула свои двери многочисленным выставкам и арт-инсталляциям. На протяжении выходных можно было наблюдать искусство аборигенов Западной Австралии, наслаждаться шоу ландшафтных светильников, оценить хэнд-мэйд от «Лавки мира». Среди выставочных проектов можно отметить «Джаз в живописи и графике» творческой группы ArtVik, а от ливня охочая до музыкальных впечатлений публика укрывалась под «Земляничным деревом» (экокультурный проект, объединивший дизайнеров, художников и экологов).
Нынешний фестиваль «Усадьба-джаз» как никогда отмечен здоровым синкретизмом, удивительным слиянием мероприятий с природно-ландшафтной средой. Так, выступление Therr Maitz наполнило атмосферным звучанием потрясающие летние сумерки с отступающими дождевыми облаками и зелёными просторами, где каждый найдёт себе угол по душе. Космическими музыкально-хореографическими импровизациями наполнила площадку «Полисад» московская группа Race to Space с её характерным холодноватым и кинематографичным звучанием, прекрасно резонировавшим с неохотно затихавшим дождём. Тут же можно было согреться глинтвейном и витаминизироваться разными вкусностями. В общем, в двух словах – вечер удался.
Татьяна Тхарева-композитор, музыкальный критик,
специально для www.fulljazz.ru
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.