ПЕВЕЦ КОЛЫМСКОГО КРАЯ И МАГАДАНСКИХ ШИРОТ ЮРИЙ ЕКИМЕНКО

«ПЕВЕЦ КОЛЫМСКОГО КРАЯ И МАГАДАНСКИХ ШИРОТ ЮРИЙ ЕКИМЕНКО»


автор: эксперт-искусствовед,
кандидат искусствоведения
Садыкова Елена


Певец Крайнего Севера, известный пейзажист Юрий Романович Екименко занимает особую нишу в изобразительном искусстве. Мастер уникального природного дарования, Екименко посвятил львиную долю своего творчества природе Колымы и Магадана, где он
жил и работал на протяжении многих лет. На его картинах представлены и виды Курил,Чукотки, Амура и других дальневосточных регионов.
Родился в 1937 году. Юру привлекала романтика неба. И он получил образование в Качинском высшем военном авиационном училище. Работал в Гражданском воздушном флоте. В 1961 стал работал на Крайнем Севере. Суровая природа края увлекла его настолько, что стал писать картины прямо из кабины пилота самолета. Так, например, была написана картина «В небе Чукотки».

Художественный дар его стремительно развивался и он посвятил себя живописи. Получил художественное образование в ЗНУИ –
Заочном народном университете искусства. Можно назвать его Антуаном-де-Сент-Экзюпери в живописи. По роду профессии Юрий
Екименко являлся летчиком, а по призванию души художником.
Недаром Екименко прозвали «Летчик-художник». Военная выправка, четкость мышления, самодисциплина, умение ясно видеть природу, чувствовать ее особенности – все эти качества личности Екименко сказались и в его картинах. Композиции четкие у картин и со
стремительным развитием. Цветовые решения смелые, неожиданные даже, но с четкими границами цветовых плоскостей.
Природа Крайнего Севера не отпускает мастера, и хотя он давно завершил работулетчиком в этой прекрасной земле, он вновь и вновь пишет картины, воспевающие их красу. Одной из работ «северного» цикла является картина «Дорога в порт. Морской порт Магадан» (холст, масло, смешанная техника, 50х75 см, 2009).
Эта картина написана ранним летом, в пору, когда снег не сошел с сопок. Сюжетную основу составил Магаданский рыболовный порт. Вид на бухту Наваева с рыболовецкими судами в буквальном смысле слова утопает в потоках яркого солнечного света, в которых
резвятся чайки, подгоняемые порывами свежего ветра. Пейзаж достоверно передает топонимику края и воспевает суровую и бескрайнюю красоту магаданских просторов.
Романтизация природного мотива, яркий колорит, стремительное развитие композиции, панорамный взгляд и свежесть восприятия природы вида относятся к видным приметам авторского стиля Юрия Екименко.
Особая яркость красок на пейзажах Екименко относится к особенностям авторской техники Екименко, изготавливавшего краски ручным способом.
Картины художник обычно подписывает монограммой, состоящей из причудливых вензелей, сплетенных из трех букв ЮРЕ.
Автор романтических пейзажей с тонко воспринятым природным мотивом, Екименко является достойным продолжателем традиций русской реалистической пейзажной школы.

 

Особые нити связывают мастера с выдающимся художником и путешественником Николаем Рерихом, автором магических, незаурядных пейзажей с ослепительно ярким колоритом и цветом.
Интересно, что завершив летную работу на Крайнем Севере, Юрий Екименко обосновался в Москве и там тесно общался с нонконформистами, представителями неофициального советского искусства. Сам жил на Белорусской. Захаживал в мастерскую к Виктору Калинину, бывал на Малой Грузинской улице. Был
частью их сообщества. Ныне дом Екименко украшают подарки друзей, коллег по цеху, одним из них является двойной портрет с его супругой Валентиной кисти Арона Буха. В наши дни художник полон творческих и жизненных сил, творит новые картины и принимает участие в различных выставочных проектах. Одна из тем, интересующих его в актуальный период – Корейская война. Этому историческому событию посвящена одна из его последних работ – картина «Миги против сейбра» (холст, масло, 2013), на которой
представлен стремительный полет самолетов двух противостоящих сторон в спокойном голубом небе с облаками ослепительной белизны. Вооруженный конфликт между КНДР и Республикой Корея в период 1950-1953 гг., подспудно выражающий конфликт ССССР и
США, по-настоящему увлек мастера. Картины посвященные этому сюжету обладают исторической достоверностью.
Работы Ю.Р. Екименко хранятся в краеведческом музее Магадана, где ему выделены два персональных зала, художественных музеях Омска, Новосибирска и в других музейных и частных коллекциях в России и за рубежом.
Картины Юрия Романовича Екименко отличают самобытность авторского метода, раритетные сюжеты, искренний интерес автора к изобразительному искусству, высокая культура художественного мышления. В них выражен практический жизненный опыт автора, его философия. Живопись Екименко обогащает зрителей и открывает перед ними новые горизонты.


Эксперт-искусствовед,
кандидат искусствоведения
Садыкова Елена

 

 

 

You may also like...