«Поздний Машков» 14 апреля – 3 июля 2016 в фонде IN ARTIBUS
C 14 апреля в фонде IN ARTIBUS откроется выставка «Поздний Машков» – третья
из серии «Московская школа». Ее организаторы сделали акцент на последнем
двадцатилетии – зрелом периоде творчества художника.
«Поздний» Машков в настоящее время недооценен искусствоведами и критиками,
пребывая в тени себя – «бубновавалетовского». Он не очень популярен и у современной
публики – возможности познакомиться с поздним периодом Машкова сейчас, к
сожалению, не предоставляет ни одна из постоянных экспозиций. Подобная ситуация
художнику не в новинку – вплоть до 1970-х его творчество рассматривалось в
противоположном ракурсе – эпоха «Бубнового валета» представлялась подготовкой
Машкова к подвигам соцреализма, которых он, к слову, так и не совершил.
Наиболее ранние работы на выставке — «Натюрморт с веером» (1922), «Крымские фрукты
и магнолия» (1923), «Портрет М.И.Машковой» (1923) (все – из коллекции
«Государственного Русского музея») экспонировались на рубежной «Выставке картин»
(1923), знаменовавшей поворот художников «Бубнового валета», находящихся в зените
славы, от радикального модернизма к классике. В залах фонда зрители увидят также
знаменитые «Хлебы. Снедь московская» (1924), последнее время отсутствующие в
постоянной экспозиции Третьяковской галереи.
Наряду с хрестоматийными работами в состав экспозиции включены и малоизвестные
работы художника. Настоящим открытием станет, еще недавно считавшаяся утраченной,
«Девушка с подсолнухами» из московской частной коллекции – один из трех
программных «портретов в пейзаже», созданных в 1930 году, когда художник, не
пожелавший участвовать в столичной борьбе за место под солнцем, объявил, что хочет
«стать на 100% к производству, то есть к мольберту» и удалился работать в станицу
Михайловская. Выставка предоставляет возможность впервые за 85 лет увидеть вместе
все три работы – две из них «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации»
принадлежат Волгоградскому художественному музею им. И.И.Машкова.
Основная часть экспозиции — классические «музейные» натюрморты (1920–30-е) и
камерные работы последнего, «абрамцевского периода» художника (1930–40-е); всего –
около сорока работ Ильи Ивановича Машкова из частных собраний и государственных
музеев (среди них, кроме упомянутых: Пермская и Вологодская художественные галереи,
Калужский и Брянский художественные музеи и др.)
На выставке запланировано виртуальное присутствие живописного ансамбля Машкова,
пребывающего ныне в своеобразном статусе «неведомого шедевра». Шесть грандиозных
панно для банкетного зала гостиницы «Москва» (1937–1938) в настоящее время
недоступны для осмотра, – переданные в Государственный музей архитектуры, они
нуждаются в реставрации и подходящих экспозиционных площадях. Специальная часть
экспозиции – восемь эскизов к ансамблю гостиницы «Москва» (1937) из частной
Организаторы выставки представляют себе Машкова не столько темпераментным
революционером и новатором, сколько уверенным в себе классиком европейской
живописи, родоначальником русской колористической традиции, выдающимся педагогом
и художником, посвятившим себя исключительно искусству, и полагают, что творчество
Машкова представляет интерес во всей своей полноте.
Поскольку ценность разных периодов – величина не постоянная и зависит от требований
времени, IN ARTIBUS предлагает обратить внимание на то, что составляет основу
творчества Машкова на всем его протяжении: вопросы цвета, композиции, мастерства и
взаимосвязей с мировым искусством – фундаментальные проблемы живописи.
пресс-релиз и фотоматериалы предоставлены агентством Art PR
Для отправки комментария необходимо войти на сайт.