В фонде IN ARTIBUS «Поздний Машков» 14 апреля – 3 июля 2016

Фонд In Artibus "Поздний Машков"

Фонд In Artibus “Поздний Машков”

«Поздний Машков» 14 апреля – 3 июля 2016 в фонде IN ARTIBUS

C 14 апреля в фонде IN ARTIBUS откроется выставка «Поздний Машков» – третья

из серии «Московская школа». Ее организаторы сделали акцент на последнем

двадцатилетии – зрелом периоде творчества художника.

«Поздний» Машков в настоящее время недооценен искусствоведами и критиками,

пребывая в тени себя – «бубновавалетовского». Он не очень популярен и у современной

публики – возможности познакомиться с поздним периодом Машкова сейчас, к

сожалению, не предоставляет ни одна из постоянных экспозиций. Подобная ситуация

художнику не в новинку – вплоть до 1970-х его творчество рассматривалось в

противоположном ракурсе – эпоха «Бубнового валета» представлялась подготовкой

Машкова к подвигам соцреализма, которых он, к слову, так и не совершил.

Наиболее ранние работы на выставке – «Натюрморт с веером» (1922), «Крымские фрукты

и магнолия» (1923), «Портрет М.И.Машковой» (1923) (все – из коллекции

«Государственного Русского музея») экспонировались на рубежной «Выставке картин»

(1923), знаменовавшей поворот художников «Бубнового валета», находящихся в зените

славы, от радикального модернизма к классике. В залах фонда зрители увидят также

знаменитые «Хлебы. Снедь московская» (1924), последнее время отсутствующие в

постоянной экспозиции Третьяковской галереи.

Наряду с хрестоматийными работами в состав экспозиции включены и малоизвестные

работы художника. Настоящим открытием станет, еще недавно считавшаяся утраченной,

«Девушка с подсолнухами» из московской частной коллекции – один из трех

программных «портретов в пейзаже», созданных в 1930 году, когда художник, не

пожелавший участвовать в столичной борьбе за место под солнцем, объявил, что хочет

«стать на 100% к производству, то есть к мольберту» и удалился работать в станицу

Михайловская. Выставка предоставляет возможность впервые за 85 лет увидеть вместе

все три работы – две из них «Колхозница с тыквами» и «Девушка на табачной плантации»

принадлежат Волгоградскому художественному музею им. И.И.Машкова.

Основная часть экспозиции – классические «музейные» натюрморты (1920–30-е) и

камерные работы последнего, «абрамцевского периода» художника (1930–40-е); всего –

около сорока работ Ильи Ивановича Машкова из частных собраний и государственных

музеев (среди них, кроме упомянутых: Пермская и Вологодская художественные галереи,

Калужский и Брянский художественные музеи и др.)

На выставке запланировано виртуальное присутствие живописного ансамбля Машкова,

пребывающего ныне в своеобразном статусе «неведомого шедевра». Шесть грандиозных

панно для банкетного зала гостиницы «Москва» (1937–1938) в настоящее время

недоступны для осмотра, – переданные в Государственный музей архитектуры, они

нуждаются в реставрации и подходящих экспозиционных площадях. Специальная часть

экспозиции – восемь эскизов к ансамблю гостиницы «Москва» (1937) из частной

Организаторы выставки представляют себе Машкова не столько темпераментным

революционером и новатором, сколько уверенным в себе классиком европейской

живописи, родоначальником русской колористической традиции, выдающимся педагогом

и художником, посвятившим себя исключительно искусству, и полагают, что творчество

Машкова представляет интерес во всей своей полноте.

Поскольку ценность разных периодов – величина не постоянная и зависит от требований

времени, IN ARTIBUS предлагает обратить внимание на то, что составляет основу

творчества Машкова на всем его протяжении: вопросы цвета, композиции, мастерства и

взаимосвязей с мировым искусством – фундаментальные проблемы живописи.

 

пресс-релиз и фотоматериалы предоставлены агентством Art PR

You may also like...